МОНРЕПО ОТ А ДО Я. АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ НИКОЛАИ. ЧАСТЬ 1
Семья владельцев Монрепо, баронов Николаи, дала России и Европе много замечательных деятелей. Посетители Монрепо наслышаны, как правило, не о всех Николаи, а лишь о тех, кто были непосредственными владельцами имения и парка.
Попробуем восполнить этот пробел. Наш сегодняшний рассказ - о бароне Александре Павловиче Николаи (1821-1899).
Он был третьим сыном барона Пауля Николаи (1777-1866) и его супруги Александрины Симплиции (1787-1824). Александр родился в Копенгагене, по месту дипломатической службы своего отца, но учиться родители отправили его в Россию - в Царскосельский лицей. А.П. Николаи окончил лицей в 1839 г. с серебряной медалью. Среди сокурсников юного Николаи (десятый выпуск; Пушкин, как мы помним, был в первом) были весьма примечательные личности. Такие, например, как Александр Васильевич Головнин (1821-1886), будущий министр народного просвещения (1861-1866), или гр. Эдуард Карлович Сиверс, впоследствии служивший при статс-секретаре Великого Княжества Финляндского, или же - что может показаться совсем неожиданным - Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821-1866), чье имя известно каждому, знакомому с биографией Достоевского.
После окончания лицея А.П. Николаи поступает на службу в канцелярию новороссийского и бессарабского генерал-губернатора гр. М.С. Воронцова, давнего и верного друга семьи баронов Николаи. Когда в 1844 г. Воронцов был назначен главнокомандующим войск на Кавказе и наместником кавказским, Александр Николаи последовал вслед за ним.
Важная деталь: на Кавказе А.П. Николаи обнаружил не только крупный организаторский талант, но и проявил себя в военном деле. Так, он принимал участие под командованием Воронцова в знаменитом Даргинском походе (1845) и во взятии укрепленного аула Салты (1847). После этого карьера Николаи на Кавказе складывается блестяще. Уже в 1848 г. он назначен директором походной канцелярии Воронцова, в 1852 г. - членом совета Главного управления Закавказского края и попечителем Кавказского учебного округа, в 1859 г. становится членом Совета наместника. Уже на следующий год А.П. Николаи назначается начальником важнейшего Управления сельского хозяйства и промышленности на Кавказе и за Кавказом.
Однако вскоре в служебной биографии происходит неожиданная, на первый взгляд, перемена. В 1860 г. барон Николаи назначен попечителем Киевского учебного округа, а в конце 1861 г. переезжает в Петербург, чтобы принять пост товарища министра народного просвещения (в дореволюционной России заместителей министра называли “товарищами министра”). Министром же был назначен давний знакомый Николаи - его однокашник по лицею А.В. Головнин, один из самых замечательных деятелей эпохи Великих реформ Александра II, друг Ю.Ф. Самарина, К.Д. Кавелина и братьев Милютиных.
Перевод Николаи в Петербург - событие знаменательное. 1861 год - великий год в русской истории, год отмены крепостного права. Император Александр II собирает вокруг себя лучшие государственные умы России. А.П. Николаи - в их числе. Вместе с должностью товарища министра Николаи получил в Петербурге и еще один немаловажный пост: он стал членом Главного управления цензуры (после его упразднения в 1863 г. Николаи был переведен в Сенат). Тут нужно заметить, что работа в цензурном ведомстве часто использовалась прогрессивно настроенными деятелями для распространения просвещения, а вовсе не для его удушения (как можно было бы предположить из названия).
Однако в 1862 г. в личной жизни Николаи произошло трагическое событие: он потерял свою горячо любимую супругу. О жене и семье А.П. Николаи мы расскажем в следующий раз. Сейчас лишь скажем, что весьма вероятно, что именно семейная трагедия стала причиной возвращения А.П. Николаи на Кавказ. На этот раз он занял должность начальника Главного управления кавказского наместника (с 1862 по 1881 гг. им был великий князь Михаил Николаевич) и председателя Закавказского центрального комитета об устройстве быта помещичьих крестьян. Как заметил в своих воспоминаниях кн. Г.М. Туманов, Николаи “фактически управлял всем краем в течение почти пятнадцати лет. Обладая широким образованием, барон А.П. Николаи хорошо понял, что для окончательного замирения края и слияния его с остальной империей нужны широкие культурные меры, могущие развить гражданскую и общественную жизнь страны и способствовать материальному и нравственному росту ее многоплеменного населения”.
После того как великий князь Михаил Николаевич стал председателем Государственного Совета, Николаи вслед за ним покинул Кавказ. При активной поддержке министра внутренних дел гр. М.Т. Лорис-Меликова 24 марта 1881 г. А.П. Николаи был назначен министром народного просвещения. Это случилось через три недели после убийства Александра II. По сути, назначение Николаи министром стало завершением эпохи александровских реформ. Потому неудивительно, что Александр Павлович недолго пробыл в министерском кресле: он подал в отставку меньше чем через год, в марте 1882 г. Известны слова его преемника, И.В. Делянова (автора прискорбно известного “циркуляра о кухаркиных детях”): Николаи - “умный человек, все понимает, но, как бы вам сказать, он не умеет быть министром”.
Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”