Завершен первый, самый трудный, этап реставрации Выборгского замка

Завершен первый, самый трудный, этап реставрации Выборгского замка
1710
Владимир Цой: работы на Замковом острове продолжаются. Готовимся к реставрации главного корпуса

На днях в Выборгском замке открылись для посещения Дом наместника и Цейхгауз. Напомним, что замок – один из самых значимых объектов Концепции сохранения и реставрации исторической части Выборга, разработанной по поручению главы государства и включающей свыше 250 объектов.

Председатель областного комитета по сохранению культурного наследия Владимир ЦОЙ считает: этот первый этап реставрации по масштабу можно сравнить разве что с работами по восстановлению замка после пожара в конце XIX века. Он знает, о чем говорит, ведь, будучи в должности директора Выборгского объединенного музея-заповедника, начинал процесс реставрации, и сейчас продолжает его курировать. В эксклюзивном интервью нашей газете Владимир Олегович напомнил, как все начиналось.

Большая командная работа

– Почему так важен этот первый этап? Потому что надо было не только отреставрировать здания Нижнего двора, но и построить все островные коммуникации – электроснабжение, водоотведение, канализацию. Собственно реставрация зданий нижнего двора велась на деньги Международного банка реконструкции и развития, а инженерные работы финансировались из областного бюджета. Еще в 2013/2014 годах были поданы первые заявки от Ленобласти на реставрацию крупных объектов культурного наследия, в том числе Выборгского замка, на средства МБРР. А в 2015-м решением губернатора Александра Юрьевича ДРОЗДЕНКО на базе музея замка, существовавшего как филиал областного Музейного агентства, было создано автономное учреждение культуры – Выборгский музей-заповедник, объединивший несколько объектов культурного наследия федерального значения. Это, в свою очередь, было сделано в рамках исполнения разработанной годом ранее по инициативе Министерства культуры РФ «Концепции сохранения исторической части города Выборга». Когда же приступили к вопросам, связанным непосредственно с реставрацией замка, обнаружилось, что из 23 объектов культурного наследия, расположенных на Замковом острове, документы оформлены всего на 6. Нам повезло, что тогда во вновь созданном музее-заповеднике согласился поработать бывший замглавы администрации Выборгского района, Алексей Петрович ПАВЛОВ, который взял на себя груз взаимодействия с госорганами. Благодаря его трудам мы смогли в разумные сроки оформить документы не только замковых, но и городских объектов.

Очень важно было взаимодействие со всеми профильными комитетами областной администрации в части обеспечения доступа к инженерной инфраструктуре. Глубоко благодарен своим коллегам Александру Михайловичу ТИМКОВУ, Юрию Владиславовичу АНДРЕЕВУ, а также Михаилу Ивановичу МОСКВИНУ, на тот момент возглавлявшему рабочую группу по всем этим инфраструктурным вопросам. Казалось бы – что тут такого – поменять трубу? Другое дело, когда труба проложена в 1938 году под водой на глубине шести метров. Чтобы ее заменить, пришлось привлечь водолазов. Они нашли небольшой арочный проем, сделанный советскими специалистами в шпунте, забитом в край берега, и кладке городской набережной, в который труба была заведена в советское время, и установили вместо нее современную.

Примерно тем же путем пришлось пройти с укладкой нового электрокабеля... Проделана большая нестандартная командная работа, без которой невозможно было бы говорить о реставрационных действиях.

По 44 федеральному закону конкурсы на проектирование и производство работ проходят по принципу «один объект культурного наследия – один подрядчик». В какой-то момент мы поняли, что теоретически у нас на Замковом острове может быть 23 подрядчика по числу объектов охраны. И вот тут теплые слова хочется сказать в адрес помощника президента РФ Владимира Ростиславовича МЕДИНСКОГО, на тот момент работавшего министром культуры, и его сотрудников: некоторые конкурсы им удалось объединить. Нашим основным (но не единственным) подрядчиком до сих пор является компания «Реннесанс-Реставрация» (гендиректор Иван Янович СЕЛИЛО), которая проводит работы качественно и вдумчиво, прислушиваясь к органам охраны памятников и мнению пользователя.

Важно было провести археологические изыскания на Замковом острове: во-первых, это была технологическая необходимость, связанная с определением наиболее корректной трассировки инженерных сетей, во-вторых, требовалось подтвердить или опровергнуть большой объем архивных сведений относительно построек на острове. Не могу не поблагодарить заместителя директора Института истории материальной культуры РАН Наталью Федоровну СОЛОВЬЕВУ, которая плотно сотрудничала с нами и с председателем комитета по культуре Евгением Валерьевичем ЧАЙКОВСКИМ. Находки, сделанные в 2017 году во время археологических раскопок на острове, будут востребованы многие годы, а может быть и столетия. Специалисты ИИМК в том числе подтвердили, что в теле вала с южной стороны находятся остатки средневековой стены и башен.

Как избавиться от боязни высоты

Большую часть реставрационных работ в замке курировал Александр Михайлович СМИРНОВ, тогда заместитель директора Выборгского музея-заповедника, а ныне директор музея-заповедника «Парк Монрепо». Он проводил на строительной площадке дни и ночи, именно благодаря его труду снимались многие противоречия в проектной документации, а также между подрядчиками и субподрядчиками. Это дорогого стоит: в замке мы работаем в крайне стесненных технических условиях, к примеру, самый крупный транспорт, который может заехать на территорию, это короткая «Газель».

Как пользователи мы отвечали не только за реставрацию замка, но и других объектов, в частности, за Часовую башню. Одну из стенок на четвертом ярусе подрядчик перекладывал на моей памяти пять раз. Эти работы курировал тоже Александр Михайлович. Теперь у нас есть шутка: до того, как начались работы на башнях, мы думали, что боимся высоты. Но когда несколько раз за день спустишься и поднимешься по внешним лесам, тебе уже не до боязни высоты, тебя волнуют уже совсем другие материи. Скажу также, что работы по восстановлению штукатурного слоя башни будут выполнены за счет средств Министерства культуры России.

Штатный режим в нештатной ситуации

Когда мы только начинали реставрацию, губернатор поставил передо мной задачу по возможности не закрывать музей: не секрет, что Выборгский замок всегда был самым посещаемым объектом Ленинградской области. Приходилось мириться с определенными неудобствами, мы меняли экскурсионные маршруты, сокращали программы, но поручение выполнили, не отменили ни одного большого фестиваля, даже создали новые проекты, например, «Мелодию трех морей». И здесь большое спасибо Анастасии Сергеевне ПРОНИНОЙ, которая была на тот момент заместителем директора, и Валентину Александровичу БЕЛОУСОВУ, тогда сотруднику, а ныне директору учреждения. Помню, во время рыцарского фестиваля в 2016 году был страшный ураган, шатры просто улетали, и мы буквально держали их руками. Сейчас смеемся, вспоминая об этом, но тогда было трудно: нужно было параллельно с реставрационными работами сделать праздник интересным, антуражным и безопасным для посетителей.

Одна из основных функций музея – хранение коллекций. В объекте культурного наследия сделать хранилище, отвечающее всем требованиям, всегда сложно и дорого. Но мы сейчас к этому идем. В следующем году, надеюсь, завершится реставрация здания тюрьмы, и мы полностью отдадим его под фондохранилище, обеспечив коллекциям безопасность и микроклимат. Главные хранители – сначала Андрей Александрович СМИРНОВ, потом Наталия Станиславовна ФЕДОРОВА – стоически переносили все трудности переезда фондов (а это более 100 тысяч единиц). Более того, в последние годы мы значительно пополнили коллекцию, причем не только находками археологов, но и предметами декоративно-прикладного, изобразительного искусства. Сотрудники фондового и выставочного отделов также проводили большую работу по атрибуции, создавали серьезные выставочные проекты.

Работы в Нижней части замка продолжаются, два корпуса арсенала уже практически готовы, здание тюрьмы будет сдано до конца 2022 года. После этого будем готовиться к реставрации главного корпуса замка, закроем Верхний двор, и вся активность сосредоточится на Нижнем дворе.

Записала Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Читать все статьи автора Юлия Подскребаева

Читайте также