Яппиля. Край озерный…

Яппиля. Край озерный…
1776
Остановочный пункт Яппиля

Яппиля – живописный уголок Карельского перешейка. От Выборга по прямой чуть больше 60 км, и вы приезжаете к чистым озерам, где можно загорать, купаться, собирать дары природы, рыбачить и любоваться пейзажами. Наш корреспондент побывал на молодежном фестивале в Яппиля и изучил историю этих мест…

Садитесь в вагон…

Я́ппиля сегодня (фин. Jäppilä) – остановка на 83-м км неэлектрифицированного железнодорожного перегона Приветненское – Куолемаярви. Находится на территории Полянского поселения Выборгского района между остановочными пунктами Местерьярви и Зеркальный. Ближайший населенный пункт – Вишневка. Добраться можно из Выборга на дизеле, следующем через Приморск, или на машине по Приморскому шоссе до пос. Зеленая Роща, затем поворот направо – нa ст. Яппиля.

Думали-думали и оставили как есть

Железнодорожная платформа с названием Яппиля появилась в 1915 году. Накануне Первой мировой войны здесь начались работы по строительству железнодорожной ветки от Терийоки до Койвисто, которые закончились в 1916. Дорога получила название Приморской и принесла долгожданный технический и ремесленный подъем всему западу Карельского перешейка. Семьи рабочих арендовали жилье у крестьян, дети посещали школы, завязывались новые браки. Доходы от сдачи жилья, от продажи стройматериалов подрядчикам подняли уровень жизни обитателей близлежащих деревень.

В вагонах третьего класса были печи, и пассажиры в холодную пору брали дрова в вагон. Тогда же от Приморской железнодорожной линии строили ответвление, проходившее мимо маяка Стирсууден и деревни Сейвястё (ныне Озерки) на берег Финского залива для погрузки и разгрузки судов. Между платформами Яппиля и Сейвясте построили товарную станцию Вихмала, где находились склады боеприпасов. После обретения Финляндией независимости линия не эксплуатировалась, хотя на финской карте 1939 года обозначена. Она снова приобретает стратегическое значение в период с 1942 по 1944 годы. В середине июня 44-го на полустанке Яппиля рота 1-го терийокского егерского батальона вела оборонительные бои с превосходящими силами Красной Армии.

 В первое десятилетие после Великой Отечественной большинство населенных пнктов на Карельском перешейке было переименовано, появились новые, более привычные русскому уху названия, нередко связанные с павшими героями войны. Все это коснулось и Приморской железной дороги. Но желания к переименованию нередко сталкивались с противодействием министерства путей сообщения СССР: согласно правилам, названия новых станций не должны были совпадать с названиями уже имеющихся. Яппиля первоначально хотели назвать постом «Зеленый», но оно оказалось созвучным другому. Тогда придумали пост «Боровой», но и оно не устроило МПС. Дальше – больше: 27 января 1951 появилась станция Бугры-Овражские, и снова межведомственные разногласия… В итоге Яппиля так и осталась при своем прежнем названии.

Гляжу в тебя, как в зеркало…

Что касается истории названия, то по одной из версий оно появилось в результате неправильной записи финских топонимов Ярвенпелто (озерное поле) или Ярвенпяа (край озера) в шведских документах. В состав большой деревни Яппиля входили селения Валтонен, Юликюля, Старый и Новый Тухканен, Пескенмяки, Миконмяки, Палвола, Лехтола, Ярвипелто, Ватимаа, Кайвопелто, Пиенсави. До 1939 г. Яппиля входила в состав волости. Самым высоким местом деревни являлась горка Пескенмяки, поднимающаяся почти на 100 м над уровнем моря.

Основными занятиями жителей Яппиля считались земледелие, рыболовство и животноводство.  Деревня была окружена ожерельем озер, покоящихся в впадинах, котлованах, оставшихся от ледника. Самое большое отличалось красивыми островками Суурсаари и Пьенсаари (Большой и Малый) – теперь это оз. Зеркальное.

Когда на водоемах крепчал лед, финны строили на льду легкие деревянные конструкции для защиты от ветра и осадков, а если была возможность, то утепляли их и жили там практически неделями. Разумеется, «домики» появлялись на льду в 1-3 км от берега в местах рыбного промысла. Корюшка шла позже, когда лед таял, но остальные виды рыбы добывались тут всю зиму. Свежую рыбу, обложенную льдом и в ящиках с двойными стенками, на санях везли в Санкт-Петербург.

С 1803 по 1846 год в деревне Яппиля действовал стекольный завод, основанный предпринимателем немецкого происхождения Матиасам Рошем. Предприятие располагалось на огромной площади владений, из которых 65 га приходилось только на пахотные угодья. После смерти Роша в 1831 г. завод был продан из-за наследственных споров. Вся местность, где стоял завод и усадьба Роша, с тех пор назывались по-фински «Руукин хови» – «усадьба заводчика». В Яппиля действовала маленькая начальная школа, а дети постарше посещали народную школу в Кайпиала. На 1939 год здесь было 65 крестьянских дворов. В декабре 1939-го деревня сгорела.

В последний полет

В 1939 году к юго-западу от озера Юлисъярви был построен военный аэродром, уничтоженный позднее. 26 июня 1944 года отсюда поднялся в небо, в свой последний полет Владимир Серов – в его честь назван поселок. Известно, что 5 июля 1941 года на аэродроме разместились 22 летчика и 13 самолетов И-153 под командованием капитана Куликова из 7-го Краснознаменного полка. В августе того же года в составе 23-й армии действовала группа командира взвода охраны 44-го батальона аэродромного обслуживания мл. лейтенанта Г.С. Иониди, о котором газета писала в статье, посвященной аэродрому в Оллила (видимо, одна и та же группа с особыми задачами демонтировала конструкции на нескольких аэродромах Карельского перешейка). После войны территория рядом с аэродромом Яппиля была площадкой испытательного полигона.

Расчитывайте на свои силы

Турбаза, некогда принадлежавшая всесоюзному обществу слепых, находится в 2 км от станции. Летние домики без электричества и отопления, вода из колодца, общественная кухня с газовыми баллонами и «удобствами» на улице. В домиках по 3-4 металлические кровати с панцирными сетками, небольшой чулан, полка для припасов и столик. Во дворе – поленницы дров, место под кострище, скамеечки… Цена от 2500 рублей за домик в сутки, а в домике могут разместиться 3-4 человека. Спальные принадлежности и баня – за отдельную плату. Недалеко небольшой магазин. Местные жители утверждают, что он работает утром и вечером, но я попал сюда днем, на фестиваль: пол-литровая бутылка воды из холодильника 18 июня в 30-градусную жару стоила 150 рублей. Расположение проезжих дорог напоминает окрестности Зеленогорска: есть «нижняя» и «верхняя» дорога – к садовым участкам и озерам, их тут шесть. Примерно между параллельно идущими дорогами – насыпь, сохранившаяся от бывшей финской железной дороги.

И фестивальный рай…

У Плетневого озера ежегодно проводятся молодежные фестивали. В мае 2019-го был свободный самоорганизующийся децентрализованный фестиваль «Праздник жизни». В июне нынешнего года я попал на фестиваль «Купало» – праздник летнего солнцестояния, проводившийся там же. Мне доводилось бывать на Ивнов день в Финляндии, потому есть с чем сравнить: в Яппиля была музыка и задорные пляски, мастер-классы ремесленников и ярмарка со сладкий медом и душистым чаем. Чтобы продегустировать традиционную русскую и финскую кухню, народ приехал из Петербурга и Выборга, электрички были забиты. «Солнцеворот» или «Купало» – оба названия для фестиваля с многоуровневой культурной программой в Яппиля традиционны и верны – это «время разгулявшейся нечисти и петляющих троп, забытых гаданий и баеки. Был костер до неба, огненные танцы и полуночное купание, новые знакомства и внезапные открытия. Встречи старых друзей на фоне папоротника, по преданию раз в году расцветающего в лесной чаще. Впечатления незабываемые.

Андрей КАШКАРОВ

Читайте также