В Выборге возрождают традиции дачных театров

В Выборге возрождают традиции дачных театров
2961
Когда-то в дачных театрах играли люди из разных сословий

Когда-то петербуржцы летом перебирались из мегаполиса в пригород. Уезжали на дачу буквально все: аристократия, купечество, чиновники и творческая интеллигенция. Правда, на даче они не с сорняками боролись, а устраивали игры, концерты, ставили спектакли…

Возродить забытые традиции решили сотрудники парка Монрепо и три года назад организовали первый фестиваль «Дачные сезоны». Многочисленную аудиторию собрал этот яркий и красивый праздник и нынешним летом. Благодаря своей истории Монрепо органично объединяет обычаи пригородных петербургских дач и скандинавских летних театров, поэтому не удивительно, что именно здесь проходит фестиваль «Дачные сезоны», который для многих уже стал традиционным летним праздником.

– Дачная жизнь девятнадцатого века отличалась от столичной: меньше требований к этикету, более простое общение, в частности и межсословное, – говорит директор музея-заповедника «Парк Монрепо» Александр СМИРНОВ. – В былые времена дачники проще сговаривались, ходили друг к другу в гости, вместе играли на сцене, причем, каждый как мог. Поэтому мы совсем не стремимся привлекать профессиональные театры, наоборот, хотим, чтобы к нам приезжали небольшие любительские коллективы.

Александр также рассказал о ходе реставрации парка. Напомним, что часть его еще закрыта для гостей, в ней ведутся работы. К концу лета предполагается завершить благоустройство и здесь, дав возможность посетителям оценить сделанное. А вот работы в усадебных строениях продолжатся до декабря. После приемки начнется внутренняя отделка: в рамках реставрации здесь будут воссозданы интерьеры, сформирована музейная экспозиция и т.д.

Несколько объектов парка не вошли в глобальную реставрацию (колонна двух императоров, обелиск братьев Броглио, некрополь на острове Людвигштайн, капелла и грот Медузы). Но по словам Александра Смирнова, уже разработана проектно-сметная документация на реставрацию грота Медузы, ведется работа и по остальным объектам:

– Осенью разработчики обещают предоставить нам эскизные проекты, а в январе полностью завершить их. После этого мы сможем подать документы для выделения финансирования на реставрацию этих объектов в 2022-2023 годах. Речь идет о популярных видовых точках, поэтому для нас они имеют не меньшее значение, чем главный усадебный дом. Будем надеяться, что финансирование получим.

Прокомментировал руководитель музея-заповедника и ситуацию с доступом на остров Людвигштайн. Многие туристы хотят там побывать, но по ряду причин сейчас это не представляется возможным. Во-первых, не стоит забывать, что это могильный остров и хаотичное хождение по кладбищу неприемлемо. Во-вторых, сейчас здесь небезопасно: ведутся реставрационные работы. В-третьих, остров – уникальная сложившаяся экосистема, которую не позволительно вытаптывать. Однако побывать на острове мертвых будет возможно: сотрудниками парка разрабатываются организованные маршруты, в ходе которых можно осмотреть его достопримечательности и не нанести урона месту упокоения и флоре. Экскурсия на остров будет возможна только с гидом, который обязательно расскажет о судьбах людей, живших когда-то в Монрепо и похороненных на острове.

Возвращаясь к фестивалю, отметим популярность театрализованных экскурсий по Монрепо «Дачный променад», в ходе которых гости с большим интересом знакомились с дачной жизнью петербуржцев середины 1800-х годов. Помогали создавать атмосферу того времени участники Выборгского бального общества.

У Лесной сцены проходили различные мастер-классы: посетителей учили лозоплетению, изготовлению открыток из сухоцветов и брошей из бумажных цветов. Самые смелые играли в усадебные игры, например, пытались пройтись на ходулях. Работали в парке в этот день живой уголок от «Фермы радости», книжная лавка, мастерская стеклодува и сельский буфет. Сопровождала программу классическая музыка в исполнении квартета молодежного симфонического оркестра Санкт-Петербурга Creato Project.

Большие стенды рассказывали о выставках: «Приусадебный перрон» был посвящен старинным фотографиям из фондов Музея железных дорог России. Здесь можно было увидеть, как выглядел вокзал в Выборге и на других станциях по маршруту – Санкт-Петербург – Гельсингфорс. А вы знаете, к примеру, что первое здание нашего вокзала было построено в 1869 году по проекту архитектора Кнута Нюландера?

Еще одна выставка представляла работы выборгского автора Ирины ЛИПАТНИКОВОЙ. Серией «Монрепо» Ирина занимается уже пять лет, в ней почти 80 работ, но художница нацелена на сотню. Причем, ни один вид не повторяется!..

– Разве можно не любить Монрепо? Когда-то я приходила сюда два-три раза в год, были любимые сезоны и уголки. А потом увлеклась живописью и теперь с мольбертом и кистью прихожу сюда гораздо чаще и убедилась: Монрепо хорош в любой своей точке и при любой погоде, – говорит Ирина. – Советую гостям парка не пробегать по нему, а не спеша вглядываться в окружающее, только тогда можно понять его потаенный загадочный смысл...

Под занавес фестиваля на Лесной сцене состоялась премьера водевиля Ивана Леонтьева-Щеглова «Дачный муж» в исполнении артистов Выборгского молодежного театра. Надо сказать, что пьесу сотрудники парка обнаружили в Публичной библиотеке, прочитали, пришли в восторг и тут же решили воплотить на сцене. В конце ХIХ века драматург Иван Щеглов был достаточно популярен, всеобщее признание получила его комедия «Дачный муж», повествующая о петербургском чиновнике, замученном службой, житейскими дрязгами и капризами жены. Пьеса была восторженно принята в Петербурге и в провинции, а понятие «дачный муж» стало нарицательным. К сожалению, после революции легкие водевили этого автора не переиздавались и не ставились в театрах. Так что участники фестиваля стали первыми зрителями, увидевшими этот спектакль спустя целый век.

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также