Улица Дальняя в Выборге: уже не город, но еще не пригород

Улица Дальняя в Выборге: уже не город, но еще не пригород
2575
Владимир Быкачев собрал обширный материал о воинских захоронениях в Выборгском районе

«Короткая, но дивная» осенняя пора – то время, когда хочется дышать свежим и чистым воздухом, гулять, провожая взглядом «гусей крикливых караван» и, может быть, видеть свой город с новой стороны.

Александр Баскаков много информации находит в финских книгах о Выборге

Вместе с краеведом Александром Баскаковым в такой вот день, тихий, не солнечный, но золотой мы отправились в путешествие по улице Дальней. Выборжцы хорошо знают этот уголок: с одной стороны вроде бы еще город, а с другой – настоящий лес, в котором, как утверждают, кто-то видел медведя. Оставим это утверждение на совести говорящего – нам встретились только три спортсмена, трусцой бегущих по усыпанной листьями дорожке, да две бабушки со скандинавскими палками, которые настоятельно рекомендовали дойти до речки:

– Там такая красота, дубы все желтые, и через бухту видна даже Заречная улица.

На улице Дальней, действительно, много интересного. Во-первых, недавно открытый мемориал в честь павших воинов. Это, действительно, достойный памятник, и территория вокруг приведена в соответствие, и цветы сюда люди приносят. Как известно, автором его является выборгский скульптор Тувий Лейтман. По словам Александра Баскакова, он как-то рассказал Тувию Израилевичу о том, что в свое время в речке, впадающей в бухту, ловили сига. Скульптор дошел до заводи, был восхищен красотой этого живописного места и даже сказал, что как пленэр это место ничем не уступает Высоцку – где как не здесь писать свои этюды юным живописцам… Примечательно, что несколько позже Лейтман поймал-таки здесь своего сига (за достоверность ручаться нельзя, но говорят).

Баскаков хорошо знает эти места: когда-то частенько прогуливался здесь. Читал в одной из финских книг, посвященных Выборгу, что на правой стороне Дальней улицы есть поворот на так называемый Лошадиный остров – там было настоящее конехозяйство. Владелец усадьбы, расположенной на острове, разводил лошадей, содержал их и устраивал периодически бега, говорят даже, что здесь был небольшой ипподром. В послевоенные годы протоку засыпали, остров превратился в полуостров, и бухта, расположенная между нынешними Дальней и Заречной улицами, медленно, но верно зарастает.

Дальняя улица незаметно переходит в лесопарк

Место впадения речки в бухту невероятно живописное: скалы, уходящие в воду, множество дубов (мы даже нашли у дороги довольно редкий в наших местах гриб-дубовик), спокойная, чистая водная гладь. Здесь выборжцы гуляют в любое время года, зимой проложена лыжня, некоторые уверяют, что ее протяженность около 20 километров и она доходит до поселка Черкасово.

Еще одна достопримечательность Дальней: остатки фортификационных сооружений. Сегодня они выглядят как сложенный из камней замшелый, поросший деревьями вал. Некоторые краеведы полагают, что эти укрепления относятся к периоду Первой мировой. Руководитель Выставочного зала «Выборг – город воинской славы» Владимир БЫКАЧЕВ, с которым мы осматривали этот рубеж, даже разглядел гнезда, в которых, скорее всего, были установлены пушки. Ну и совсем рядом всем хорошо знакомые «Зубья дракона» – это уже фрагмент легендарной Линии Маннергейма.

Чуть в стороне от лесной дороги выложенные из камней… хотелось написать «могильные холмики», но нет, не холмики – все сравнялось с землей. И все-таки это, по всем признакам, могилы. Две и рядом, причем, одна чуть меньше. Видно, что кто-то приходит сюда и в меру своих возможностей поддерживает порядок. В меру сил и собственных представлений о том, как должно выглядеть захоронение: в землю воткнуты искусственные цветы, в изголовье - старая каска и фрагменты, как утверждают знатоки, финского автомата. Мокнут под осенним дождем несколько сигарет, на ветках ближайшей елочки прикреплены георгиевские ленточки и российский триколор. Почему-то вывешены елочные игрушки… Кто здесь похоронен? Владимир Быкачев говорит, что, возможно, останки уже перенесли в другое место – это чисто визуальное предположение: судя по состоянию грунта и рельефа можно допустить, что здесь уже копали… Александр Баскаков склоняется к версии, что это финское захоронение: по его воспоминаниям, на могиле лежала когда-то каска не советского образца, и игрушки якобы развешивали на ветки приезжавшие соседи. В качестве аргумента Александр также выдвигает выложенный на одной из могил крест из камней (сегодня его трудно различить: камни поросли мхом, ушли в землю). Трудно судить, кто покоится (или покоился) здесь – много времени прошло, да и информации никакой достоверной нет. Может быть, кто-то из читателей что-либо знает об этом? Возможно, слышал что-то от родителей, от учителей, дедушек и бабушек? Ждем ваших сообщений на наш электронный либо почтовый адрес. Будем признательны за любую информацию.

Ирина КОНДРАТЬЕВА 

Читайте также