«Трогательный космос»: Уникальная возможность для детей с ограниченными возможностями здоровья
В гостях у выборгских школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья, побывали создатели проекта «Трогательный космос».
Проект, о котором идет речь, призван популяризировать космонавтику и астрономию для детей и подростков с ОВЗ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Провести занятия в школах №№ 14 и 8 гостям помогли волонтёры Дома молодёжи во главе с руководителем ресурсно-добровольческого центра Алиной КУКУШКИНОЙ. Они же и подсказали, куда ещё можно привезти мобильный космический мини-музей – к примеру, в Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения, где есть детское отделение.
Приглашайте! Приедем
Оставить заявку можно на сайте трогательныйкосмос.рф; заявителями могут быть объединившиеся родители, библиотеки, педагоги спецшкол, интернатов и другие сообщества из числа целевой аудитории.
– Наши занятия нацелены на работу с двумя категориями – это дети слабовидящие или почти незрячие и дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе с ДЦП, – рассказывает руководитель проекта Ирина ИСАЕВА. – Берем также и аутистов – недавно, кстати, был звонок из даун-центра.
По заявкам проводятся интерактивные выездные занятия, которые дают возможность особенным участникам получить знания по астрономии и космонавтике через тактильное, визуальное и аудиальное восприятие.
С поездкой в Выборг организаторам «Трогательного космоса» помогла областная детская библиотека, предоставившая свой библиобус.
– Если бы не областная детская библиотека, мы бы не смогли побывать в удалённых от Северной столицы уголках Ленобласти, да и ваши ребята не смогли бы получить столько знаний о космосе, – комментирует ситуацию технический специалист, лектор и фотограф Олег СЕМЁНОВ. – Ведь в Выборг, Сланцы, Тихвин, Кингисепп приходится выезжать на целый день. Мы видим, что детей с ОВЗ очень много. Для кого-то наши занятия – это новые знания, для кого-то – положительные эмоции, впечатления, развитие мелкой моторики, социализация. И это очень востребовано.
Целевая аудитория – кто это?
Возрастной ценз участников занятий от 10 до 20 лет. Хотя, уточняют лекторы, наработан опыт общения и с первоклашками и со старшими дошколятами. С детьми до 6 лет, как говорят создатели «Трогательного космоса», требуется своя подача материала – впрямую малыши воспринимать серьёзную информацию еще не готовы.
В каждой поездке Ирина, Олег и другие члены команды видоизменяют свою программу с учетом конкретной аудитории. В выборгских школьниках они отметили развитое воображение, осведомлённость и эрудицию относительно темы космоса и его освоения.
По опыту своих поездок в школы Петербурга и Ленинградской области авторы просветительской идеи знают, что общаться приходится с совершенно разной аудиторией, в том числе и с детьми с ментальными нарушениями. С каждым из школьников они готовы работать индивидуально, помогая с помощью прикосновений, ароматов и других ощущений-«магнитиков» узнать и почувствовать такое сложное и многоплановое явление, как Вселенная.
– В Сланцах мы работали с очень непростыми детьми, имеющими сложные диагнозы. По ходу занятий нам пришлось гибко подгонять свою программу под них, мы должны были видеть, когда они устают, понимать, что воспримут, а что нет, – рассказывает Олег Семёнов. – И когда по окончании этой встречи у некоторых из нас было ощущение, что ничего не получилось, я сказал: «Нет!. То что мы позволили этим детям хотя бы 40 минут пожить в совершенно другом мире, увидеть удивительные для них вещи, дотронуться до них, то, что мы вырвали их на время из обыденной среды, – это уже очень важно. Детям было интересно – это главное, это значит, они вынесут из этой встречи что-то новое. Даже если они не запомнят, какого размера та или другая планета, они побывали в совершенно другом мире, который до этого им никто не показывал».
Кто в теме
Организатором проекта «Трогательный космос» выступает Северо-Западная межрегиональная общественная организация Федерации космонавтики России. Идея общественников получила финансовую поддержку Фонда президентских грантов.
Надо сказать, что Северо-Западная межрегиональная общественная организация Федерации космонавтики России много лет работает со школами, вузами, музеями и библиотеками, организует встречи школьников и студентов с космонавтами и ветеранами космической отрасли, ведёт образовательную работу, взаимодействует с общественностью, проводит праздник «День космонавтики» в Петропавловской крепости. Есть опыт создания выставок и общественных пространств по космической тематике. Ирина Исаева признаётся, что сама она более двадцати лет занимается космосом, хотя по образованию экономист.
Звонок на космический урок
Первым делом гости познакомились с участниками занятий. Ребят снабдили бейджиками и объявили всех собравшихся экипажем воображаемого космического корабля. Увидев явный интерес в глазах «космонавтов», пожалели по поводу отсутствия в школьной программе предмета астрономии.
С какими-то основами знаний о Вселенной, как выяснилось по ходу занятия, знакомы практически все школьники, пришедшие на встречу. Успехами и достижениями отечественной космонавтики ребята тоже интересуются, читают, смотрят познавательные телепередачи. Они активно тянули руки, стараясь ответить на вопросы, предлагали свои теории (порой не одну), засыпали гостей вопросами и даже спорили.
С помощью обонятельных, осязательных, зрительных и звуковых ассоциаций участники этого необычного урока узнали много нового. В самом деле, возможность взять в руки экспонаты, которые не закрыты под стеклом на витрине, как было бы в музее, это и есть «Трогательный космос».
Почувствовать, как пахнет топливо для ракет, узнать, что запах космоса похож на запах калёного металла, когда мы поджигаем новогодние бенгальские огни, рассмотреть образцы современной космической еды, подержать в руках самый настоящий метеорит – разве это не здорово? А еще дети в этот день обсудили устройство ракет и космических кораблей, на опыте поняли принцип работы реактивного двигателя (этот опыт, между прочим, они вполне могут продемонстрировать родителям и друзьям), а также приняли участие в квесте по вычислению своего веса на разных небесных телах.
Участники команды «Трогательного космоса» рассказали о том, что подготовка к полёту на околоземную орбиту длится 12 лет, и всё это время космонавты тренируются, учатся, проходят испытания, сдают экзамены. Причём – и это для школьников прозвучало как информация к размышлению – у космонавтов нет шпаргалок, мобильника, интернета, они всё должны знать на зубок, ориентироваться с закрытыми глазами, чтобы в любой нештатной ситуации сохранять самообладание и контроль над происходящим.
Перчатка от Сергея Крикалева
– Сегодня мы провели в Выборге три занятия. И пришли к выводу, что на них побывали самые лучшие дети! Несмотря на то, что и возраст у них разный, и особенности здоровья не одинаковы, дети очень открытые, все прекрасно знают, что Юрий Гагарин – первый космонавт, знают основы строения Солнечной системы и многое-многое другое. Это как бальзам на наши души, это не может не радовать! – не скрывает эмоций Ирина Исаева.
Все экспонаты, которые используются в ходе занятий, выполнены специально для проекта за счёт средств Фонда президентских грантов. За исключением настоящей перчатки от скафандра, которую подарил Сергей КРИКАЛЁВ.
По словам руководителя проекта, идеей «Трогательного космоса» очень заинтересовался космонавт Александр ЛАЗУТКИН. Утверждает, что готов обсудить полученный опыт общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья и найти ему более широкое применение.
Елена СТЕПАНОВА
Читать все статьи автора Елена Степанова
Читайте также
-
В Выборге может появиться крупный гостиничный комплекс
-
Акция в Выборге: узнавайте о своих долгах только из достоверных источников
-
В сводку пожарных по Выборгскому району за предыдущую неделю попали два ДТП
-
Теннисисты разыграли Кубок Выборга
-
В День матери в Выборге открылся четвёртый в регионе семейный МФЦ
-
В Выборге прошёл первый форум «Интерграция» для молодёжи и их наставников