Святой Олаф – святой для всех христиан. Как по Крепостной крестный ход прошёл

Святой Олаф – святой для всех христиан. Как по Крепостной крестный ход прошёл
66

Процессия, протянувшаяся на днях от Спасо-Преображенского собора к Выборгскому замку, привлекла внимание туристов и горожан. Многих удивляло, почему норвежский святой Олаф удостоился крестного хода в свою честь.

Священнослужители в золотых одеяниях, хоругви и боевые знамена, икона святого Олафа и ковчежец с частичкой его мощей – длинная процессия во главе с епископом Выборгским и Приозерским Варнавой двигалась к замку, заложенному в те времена, когда бывший конунг Норвегии уже был почитаемым святым. Не случайно, именно святой Олаф стал небесным покровителем Выборга и в его честь названа башня – главный символ замка.     

Крестный ход, в котором приняли участие более 200 человек – священнослужителей и обычных выборжцев – состоялся 29 июля. Именно в этот день в Норвегии и других северных европейских странах отмечают День святого Олафа. Особенно масштабно праздник проходит в Норвегии. Олаф II Харальдссон вошёл в историю, став правителем, который объединил страну и окончательно утвердил в ней христианство. Канонизация Олафа произошла до раскола единой церкви, произошедшего в 1054 году, поэтому он относится к числу общехристианских святых. Ему поклоняются и католики, и лютеране, и православные. Но в России этот факт широко не известен, поэтому для невоцерковлённой публики факт крестного хода в день норвежского святого был непонятен.

Между тем, жизнь норвежского конунга Олафа во многом связана с Новгородской Русью и, в частности, с князем Ярославом Мудрым. Об этой стороне жизни Олафа II Харальдссона известно много. Свою лепту добавил председатель отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии, настоятель Свято-Ильинского храма Выборга протоирей Игорь АКСЕНОВ, написав исследование о связях святого Олава (одна из двух транскрипций имени Olaf) с новгородской Русью.

Игорь Аксёнов неоднократно ездил в Норвегию, встречался  там с духовенством. На праздновании тысячелетия крещения Руси познакомился со специалистами, которые занимаются изучением истории христианства в Норвегии, с хранителем всех королевских регалий. Характеризуя геополитическую ситуацию, сложившуюся на рубеже столетий в северо-западном регионе Европы, Игорь Аксёнов пишет, что Новгород был доминантой северной Руси, а связи между Новгородом и Норвегией были более близкими, чем с другими русскими городами.

«Никакой «цивилизационной несовместимости» Руси и европейских стран не было. К концу первого тысячелетия на огромном протяжении от берегов Фризии (Атлантического океана) до Белого моря и Шексны сложилась единая, так называемая, «Балтийская цивилизация», – пишет Аксёнов, ссылаясь на историка-скандинависта, археолога Глеба ЛЕБЕДЕВА.

Аксёнов показывает трансформацию Олафа, молодого представителя самой древней скандинавской династии Инглингов из воинственного викинга­язычника в мудрого правителя, который объединил свою страну под знаменем христианства. Знаменательный, но короткий по современным меркам путь Олафа II Харальдссона был полон разнообразных, зачастую взаимоисключающих, событий и деяний. Вернувшись из опустошительных походов на Англию и отказавшись от языческой веры, Олаф объединяет Норвегию в единое государство, проникается христианской верой, которая становится единственной разрешенной в стране религией. Благодаря Олафу Европа была избавлена от многолетних разорительных набегов викингов, которые были объявлены вне закона. Нарушителей закона сурово карали: грабителям и разбойникам отрубали головы, а ворам – руки и ноги.

Норвегия расцвела в годы правления Олафа II Харальдссона, но внешние силы в виде датского короля Кнута Великого и пятой колонны, состоящей из старой знати, заставили Олафа покинуть страну. Он направился ко двору Ярослава Мудрого и его супруги Ирины, в девичестве дочери шведского конунга Инге(и)герд.

Нельзя не упомянуть, что в своё время Олаф II выбрал шведскую принцессу Ингигерду в жёны, но её отец, шведский король Олаф Шётконунг в последний момент передумал и отдал дочь за Ярослав Мудрого. Олав II Харальдссон не стал отвечать местью на личную обиду и, таким образом сохранил хорошие отношения с восточным соседом. Когда в 1028 году Олаф был вынужден покинуть Норвегию, он взял с собой в изгнание малолетнего сына Магнуса, рожденного Астрид, сводной сестрой Ингигерды. Норвежский престол занял правитель Дании Кнуд I, которого поддерживала местная знать. Год провёл Олаф у гостеприимного Ярослава Мудрого. Но в 1030 году вернулся в Норвегию и был убит в бою при Стикластадире. Норвежцы недолго радовались правлению датчан, которые обложили страну непосильными налогами. Через несколько лет сын Олафа Магнус вернул норвежский трон.

Олаф II Харальдссон был признан святым и канонизирован. Его почитание приобрело массовый характер. В средние века в Скандинавии в его честь были построены около 400 храмов и несколько крепостей, среди которых наверняка известная нашим читателям крепость Олафсборг или Олавинлинна в Савонлинне в Финляндии. Символ Таллина – храм Олевисте, построенный в честь святого Олафа. На одной из картин Рембрандта запечатлен храм святого Олафа в Амстердаме, который сегодня используется как зал собраний. У выборжцев есть своя святыня, связанная с именем Олафа – башня, венчающая старинный замок. Возможно, некоторые жители города об этом забыли, поэтому и возникают вопросы, какое отношение норвежский святой имеет к Выборгу.

Игорь Аксенов приводит мнение западных исследователей: «Мы должны также признать, что святой Олав был самым великим святым Скандинавии – как в самой Норвегии, так и за её пределами». Добавим, что святой Олаф – покровитель солдат, купцов, священнослужителей и всех, кто плавает по Балтийскому морю.

Поздравляя православных с днём святого Олафа, епископ Выборгский и Приозерский Варнава напомнил, что накануне отмечался День крещения Руси, день рождения всех православных. Олаф был просветителем земли норвежской, благодаря которому Норвегия из языческой стала христианской страной,  упрочившей связи с Русью. Северные конунги старались дружить с новгородским князем Ярославом Мудрым и его потомками, потому что это была великая страна с великими возможностями и с христианским миролюбивым народом.

В то время были два центра православной Руси – Новгород и Киев. Новгород был в сорок раз больше Парижа, – подчеркнул владыка. – Уже была развита письменность, корни заложенного тогда просвещения произвели нашу великую культуру, которая зиждется на фундаменте православной веры.

Епископ Варнава подчеркнул, что крестный ход – ещё одна возможность напомнить о духовных связях между странами, которые раньше объединяла единая история и религия. Это та духовная нить, которая до сих пор не потеряна и на основе которой возможны мирные отношения.

Ольга РОГОЗИНА

 

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также