Стипендии, пожертвования, сборы: Из истории Выборгского реального училища

Стипендии, пожертвования, сборы: Из истории Выборгского реального училища
787
Стипендии, пожертвования, сборы: Из истории Выборгского реального училища

Выборгское реальное училище ведет свою историю с 30 августа 1882 года. Более подробно об этом рассказывается в статье Ярославы Давыдовой, публиковавшейся в газете «Выборг» в 2015 году. Сегодня мы расскажем об участии училища в делах благотворительности.

Для учеников из бедных семей довольно много значили стипендии, которые давали им возможность получать образование бесплатно: имени барона Ф.А. Менда, имени генерал-адъютанта Н.И. Бобрикова, имени Русского общества в Выборге, имени коммерции советника Ф.И. Сергеева. В 1905 году к ним прибавилась стипендия имени купца Н.И. Потоцкого. Из годового отчета училища за 1915 год явствует, что спустя 8 лет стипендий Бобрикова и Русского общества уже не существовало, а Сергеев 4 февраля 1910 года учредил еще одну стипендию, на сумму 2000 фин. марок.

О стипендии Н.И. Бобрикова не удалось найти более полной информации, но ясно, что она не могла появиться в училище ранее 1898 года, когда Бобриков был назначен на должность финляндского генерал-губернатора. Возможно, что и выдавались эти средства только до того года, когда он погиб в результате покушения. Также можно отметить, что в учреждении стипендий участвовал финляндский дворянин барон Ф.А. Менд, как и Ф.И. Сергеев, помогавший в том числе и финским школам, он был частью пестрого мультикультурного общества Выборга тех дней.

Откроем ведомость училища о пособиях учеников за 1884 год. Мы увидим там графу про учащихся, «за которых плата внесена»: «благотворителями» – 3 и «обществами и ведомствами» – 3. Но какую долю в бюджете училища занимали пожертвования благотворительного толка? На самом деле, не такую большую. Главным источником содержания училища в основном была ассигнуемая ежегодно государственным казначейством сумма в 19 350 рублей, а пожертвования разных обществ и частных лиц, например, в 1884 году составляли 166 рублей 12 копеек. Мы видим, что на общем фоне доля пожертвований крайне незначительна, однако для тех детей, которые смогли благодаря им получить образование, они наверняка имели совсем иное значение.

Библиотека училища была также сформирована на благотворительной основе: «Отсутствие хороших библиотек в городе и русских книжных магазинов возлагает на училище обязанность в возможно скорейшем времени привести библиотеку училища к надлежащей полноте и порядку. В виду этого обстоятельства училище обратилось к частной благотворительности, с преимущественной целью пополнить училищную библиотеку. Значительная часть книг в библиотеке пожертвованы коллежским асессором М.И. Ивановым».

Далее написано: «и преподавателем статским советником В.И. Ассоновым», но эти слова зачеркнуты.

О М.И. Иванове мне информации не удалось найти, зато о В.И. Ассонове известно, что он был статским советником, археологом, преподавал в гимназиях Гельсингфорса и Выборга. В 1880-х годах вышли из печати путеводители Ассонова по Выборгу. Поскольку он имел «левые» взгляды, можно сделать смелое предположение, что его вклад в библиотеку училища попытались зачеркнуть именно из-за конфликта преподавателя с руководством училища и его последующего увольнения (затем последовал отъезд в Калугу, где он, кстати говоря, подружился с К.Э. Циолковским).

Училище в лице своих преподавателей, а иногда и учеников и само посильно участвовало в делах благотворительности... Если мы возьмем состав дирекции училища, то увидим, что почти каждый в той или иной степени был известен своими добрыми делами.

Председателем был священник М.Н. Казанский; в дирекции состояло много уважаемых горожан из военного и купеческого сословия: священник Н.П. Никольский, инженер-полковник С.А. Иванов, надворный советник В.С. Грацинский, коммерции советники Ф.И. Сергеев и К.П. Яковлев, а также купцы А.В. Жаворонков, В.П. Баконин, П.П. Антонов и др.

Некоторая информация о благотворительной деятельности училища содержится и в личных делах его преподавательского состава – например, в деле Ивана Васильевича Беляева, хранящемся в ЛОГАВ. И.В. Беляев исполнял должность директора училища с 20 мая 1900 года и был одним из инициаторов сбора пожертвований для Комитета ее императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны, который занимался оказанием временной помощи пострадавшим от военных бедствий. Переданные от имени училища деньги – 2 рубля и 28 марок 60 пенни – не остались без внимания директора русских учебных заведений Великого Княжества Финляндского (в письме И.В. Беляеву от 25 сентября 1915 года он считает его деятельность «прочным залогом достигнутого успеха в добром деле оказания помощи пострадавшим от военных действий»). За активное участие в сборе пожертвований И.В. Беляев был награжден медалью Российского общества Красного Креста.

Беляев состоял на своем посту 15 лет и 1 декабря 1915 года был уволен от службы согласно прошению. В память об этом человеке педагоги и ученики училища учредили благотворительный неприкосновенный фонд его имени, проценты от которого шли на обучение (поочередное) одного из учеников Выборгского реального училища и ученицы Выборгской женской гимназии.

Открываем дело В.С. Грацинского, секретаря дирекции училища. Сын священника, в 1886 году он занял вакантную должность преподавателя естественной истории и географии в училище. О степени его участия в важных для общества делах свидетельствует, в частности, письмо к нему от председателя Совещательного комитета по делам русских училищ в Финляндии за 27 октября 1896 года: «Господин Министр народного просвещения просит объявить Вам благодарность Министерства народного просвещения за усердные труды Ваши по возведению здания для Выборгской русской народной школы памяти графини Е.Н. Гейден».

Также в годы Первой мировой войны самое непосредственное участие в делах благотворительности принимали ученики и педагогический коллектив училища. Проводились кружечные сборы пожертвований, спектакли и концерты в пользу школьно-сиротского фонда, собрано более 150 мешочков с подарками для солдат; также известно, что педагогический коллектив производил отчисления с выдаваемого им содержания в пользу воинов. Более подробное описание благотворительности в училище во время войны можно найти в книге Зинаиды Новоселовой «По страницам выборгской истории».

После 1917 года Выборгское реальное училище стало Русским реальным лицеем Выборгского православного прихода и под этим именем просуществовало до 1939 года. Иными словами, из-под юрисдикции государственной оно перешло под церковную, что было лучшим выходом в создавшихся условиях.

Однако о множестве проблем, связанных с работой училища, красноречиво свидетельствует папка с письмами директора лицея с благодарностями частным лицам и обществам за пожертвования лицею. Первый лист в этой папке – напечатанная в красивой рамке благодарность Ф. И. Сергееву (июнь 1919 года), текст которой уже был приведен выше. Далее содержатся благодарности О.В. Жаворонковой, Л.Н. Сергеевой (супруге мецената) и А.Л. Шкурат-Шкуропацкой.

Как было упомянуто, купец Ф.И. Сергеев учредил целых две стипендии, однако не остановился на этом и регулярно вносил на счет училища различные пожертвования. Владелец табачной фабрики и пивоваренного завода, член Выборгского отдела Русского благотворительного общества в Финляндии, он сделал много добра для жителей Выборга. Особенного внимания заслуживает его участие после 1917 года, когда училище переживало тяжелые времена (в его здании разместился финский лицей, а училище переехало в здание бывшей русской женской гимназии), испытывая постоянный недостаток средств. Но Сергеев не оставил своего попечения о нуждах учеников, о чем свидетельствует подписанная директором школы благодарность за июнь 1919 года. Приводим этот документ почти полностью, он необходим для понимания того, как планомерно и активно Федор Иванович помогал училищу – ведь его пожертвования длились практически 40 лет!

«Педагогический Совет русской совместной средней школы, благополучно закончив первый год ее существования, считает своим приятным долгом благодарить Вас за все то многое, что Вы сделали по созданию этой школы. – Ваши пожертвования на нее были самые щедрые: кроме того, Вам, как главе русского общества в Выборге, удалось и других побудить принять в этом деле живое участие.

<…>

Вы, как сильная русская натура, глубоко чувствуя, что противно природе человека воспитываться не на русском языке, около сорока лет тому назад были главным инициатором открытия Выборгского реального училища и Выборгской женской гимназии, в которых до последнего года дети русской национальности получали образование на родном языке.

<…>

И Ваша плодотворная, более чем полувековая деятельность в Финляндии может служить живым примером благого воздействия финской культуры на русского человека, одаренного сильною духовною организациею; Вы всегда оказывали поддержку культурным и благотворительным учреждениям, предназначенным для лиц как финского, так и русского происхождения; Вы, поступая, как учил Христос: «Воздадите кесарево кесареви, и Божия Богови» – отдавали должное как той нации, от которой Вы унаследовали Ваши богатые природные дарования, в стране, которой Вы родились, и где на родной почве первоначально возросли и окрепли Ваши дарования, так и той нации, в стране которой впоследствии Вы их усовершенствовали и нашли широкое поприще для их применения.

<…>

Просвещение озаряет светом сознание человека. Вы, обладая светлым умом, всегда любили этот свет. В настоящую же тяжелую годину Вы выказали к нему особую любовь и не дали ему погаснуть для многих русских детей в Выборге, для некоторых, быть может, навсегда».

Русский Дамский кружок после 1917 года также не прекратил своего существования и деятельно помогал оставшимся в Выборге русским людям – директор приносит благодарность главе кружка О.В. Жаворонковой «за средства, пожертвованные на устройство горячих завтраков для беднейших учеников и на взнос платы за учение». Супруги Жаворонковы делали лицею и другие пожертвования: например, на устройство рождественской елки, а однажды привезли 1362 кг каменного угля для отопления.

Купец П.П. Морозов какое-то время оплачивал горячие завтраки для учеников. Сколь бедственными тогда были дела лицея, можно также понять из благодарности А.Ф. Сергееву (сыну Ф. И. Сергеева) за возможность «ежедневно предоставлять ученикам по кружке горячего чая».

Можно заключить, что благотворительность в Выборгском реальном училище являлась заранее спланированной лишь в отношении стипендий – хотя изменения происходили и с ними. Пожертвования по отношению к училищу были в основном частными и осуществлялись влиятельными лицами из дворянского и купеческого сословия. И только частная благотворительность после 1917 года помогла училищу, лишившемуся здания и государственного финансирования, продержаться какое-то время.

Активные благотворительные инициативы, исходившие из самого училища, осуществлялись до 1917 года с ведома и по инициативе государства – как, например, в годы Первой мировой войны. Исключением является инициатива по созданию неприкосновенного фонда в честь бывшего директора училища И. В. Беляева, которая могла идти только «снизу», являясь косвенным свидетельством признательности коллег и учеников.

 Благодарю сотрудников Ленинградского областного государственного архива г. Выборга и отдела краеведения Центральной городской библиотеки им. А. Аалто за помощь в подготовке этой статьи! Автору можно написать на почту catroma@yandex.ru.

Мария Ланда

 

Читайте также