Снежный Выборг. Зимняя сказка

Снежный Выборг. Зимняя сказка
1512
Снежный Выборг. Зимняя сказка

 «Нигде человек не бывает так жалок, дерзок и по временам так внезапно счастлив, как в путешествии» – известное высказывание. Еще справедливо отмечают: если не можешь найти время для отдыха, очень скоро найдется время для лечения.

Одного дня мало – для тех, кто понимает

Раз по тридцать в год Финский залив и покрывающее его серое небо захватывают снегопады, и северный житель, следуя из Петербурга в Выборг, не насмотрится на редкое «чудо», когда снег осыпает людей, деревья, набережные, здания и животных.

Лодочная станция с завершением навигации затихает: неслышно былых призывов совершить путешествие на кораблике, отправляющемся «сейчас же». Для типичного жителя близкого мегаполиса путешествие в Выборг давно стало привычным, скорым, однодневным и имеет важную особенность: редко кто из петербуржцев остается в городе Торгильса Кнутссона на несколько дней. Да, однодневный туризм имеет свои прелести, и мы как-то слишком часто ориентируемся на него в то время, как в Выборге имеется развитая сеть отелей, где с комфортом можно остановиться хоть на неделю, и осматривать достопримечательности по разработанному плану. В противовес этому «галопирующий» петербургский турист лишает себя глубокого проникновения в историческую традицию прикосновения к культуре европейского города. И напрасно…

Приезжать не обязательно в выходные

Многие рады видеть праздничную сторону города в выходной день, но предпочитаю не «осматривать», а окунуться в будни, просто смотреть вокруг, видеть обычную городскую жизнь, не задавая себе утомительных уроков освоить три десятка уникальных объектов культурного и исторического значения, слушая экскурсовода или читая буклет с адресами, где сообщается, что в Выборге столько-то музеев, старых зданий, церквей. Я с удовольствием гуляю под снегом, убаюканный свежестью воздуха и новыми впечатлениями, стараясь не выставлять наружу ничего, кроме усов, которым предоставлялась полная свобода мерзнуть и мокнуть. Хочется побродить не между памятниками-мумиями, а среди живых людей…

Итак, приехал я в будний день, когда шел снег. С наслаждением вглядывался в городские улицы, заходил в магазины и еще раз убедился в том, что в Выборге не всегда продают товар по ценнику, который выставлен в зале, – объясняют внимательному к деталям туристу, без извинений, дескать не успели переоценить.

Выборгское гостеприимство

Выборжцы приветливы. Ответят на дельный вопрос, сообщат сведения, в которых гости нуждается, укажут дорогу, но если вы к ним обратитесь просто так, без повода, особой радости не проявят. Не торопятся, но ценят время. Если горожанин чего-то не знает, он смущается, пытается найти ответ. А в целом это добрый и обязательный человек вообще, а если сказать ему что-то хорошее о Выборге, то он с удовольствием окажет вам услугу или даст полезный совет.

Был я и на рынке, уходил далеко в предместья. Понятно, что турист пойдет в Выборгский замок, а мне нравится постоять полчаса на перекрестке и увидеть, как встречаются три молодые горожанина, закончившие недавно работу. Сначала они попробуют оторвать друг у друга руки, потом обнимутся – забавно…  Разговоры не прекращаются. Оказывается, Кондратьево на выборгском наречии называется просто «кондрашка». Ну, это примерно так, как гоголевский Ноздрев величал бордо «бурдашкой». Оказывается, и коньяк у них течет лучше на фоне ветра и снегопада, и к скамейкам на набережной Большого ковша, уже затянутого льдом, расчищены дорожки, и новые уличные фонари с экономичными светодиодными «линейками» загораются ровно в 16.25. И с шапкой снега выборгский осьминог выглядит особенно колоритно. Как и отличающийся разными вкусами традиционный выборгский крендель, который особенно хорош теплым.

Там, где еще не закончен ремонт дорог, после снегопада ситуация напоминает сказку об Иване-царевиче: на перекрестке столб с надписью: «если поедешь направо, волки коня съедят, налево – самого съедят, а прямо – дороги нет».

… И безмятежность нравов

Примем в соображение, что занятия в снегопад у туриста могут быть разными. На вокзале, куда заглянул погреться, наблюдал, как перекусывает молодая семья туристов. Глава семьи суп  из термоса есть отказывается. «Почему?» – волнуется жена. – «Да не хочется». – «Нет, ты скажи прямо», – настаивает женщина, мучимая опасением, дабы ее не обвинили в неуменье исполнять обязанность хозяйки дома, ответственной за кухню. «Да, я не хочу сейчас, не проголодался», – оправдывается муж. Она до крайности одержима. «Нет, верно, суп не удался: недаром ты не ешь. А чем он плох? Скажи, пожалуйста! – спрашивает она уже в негодовании, – сама покупала, готовила, старалась угодить, и вот награда! «Да чем плох мой суп? –  вопрошает она уже со слезами в голосе … Но все заканчивается хорошо. Муж суп все-таки выпил из широкой чашки термоса, и всем – даже мне, наблюдавшем эту картину, сразу становится легче.

Пожилым парам туристические прелести Выборга также вполне доступны; отчего не пополнить запас впечатлений: в известные лета жизнь начинает отказывать человеку во многих радостях, а в расположенном поблизости Выборге вполне можно продлить себе молодость.

Увидеть и услышать между делом здесь можно много интересного. В кафе, где я согревался глинтвейном, подслушал, как одна дама, приятная во всех отношениях, откровенничала с другой – просто приятной дамой: рассказывала, что сделала пластическую операцию на носу, дабы ее будущие дети не выросли с таким же, как у нее. Она не шутила. А я слушал эту беседу, улыбался в усы, и размышлял о том, что в Выборге родились и прославили его многиеи многие замечательные люди. Относительно недавно выдающиеся спортсмены (Вячеслав Екимов, к примеру), а в былые годы – художники, архитекторы, музыканты, литераторы, и даже десятый президент соседней страны Ма́ртти О́йва Ка́леви А́хтисаари, первый президент, избранный в ходе прямых всенародных президентских выборов в Финляндии, лауреат Нобелевской премии, родился на этой земле.

Необходимым условием хорошего, правильного воспитания всегда считалось путешествие, способствующее расширению кругозора, пополнению запаса впечатлений. У нас, дабы не сделалось оно роскошью, время от времени надо говорить о том, что без приготовления, да еще без воображения, без наблюдательности, без идеи, путешествие, конечно, только забава. Но счастлив, кто может и забавляться такой благородною забавой, в которой даже нехотя, чему-нибудь да научишься.

Андрей КАШКАРОВ

Читайте также