Предприниматель: трудный путь к успеху. Выборгский "Coffee Drive"
Скоро исполнится четыре года, как в парке имени Ленина возле Красной площади открылся «Кофе Драйв». Никита ЖИДКОВ и Евгений УЛИТИН были первыми, кто запустил бизнес «кофе с собой» в таком формате.
– Нас все называли школьниками, - объясняет Никита, реакцию предпринимательского сообщества на появление в городе двух юных бизнесменов – ребятам было тогда по двадцать лет.
Кофейный бизнес «начинался с колес». Евгений брал в аренду в Санкт-Петербурге специально оснащенный автомобиль и продавал ароматный кофе возле катка на стадионе «Авангард».
– Люди возвращались к нам из-за качества, – вспоминает Евгений, – каждый приготовленный мною стакан кофе я хотел выпить сам!
Никита купил по дешевке старый микроавтобус «Мерседес» и предложил его использовать в качестве мобильной кофейни, была идея готовить кофе не снаружи, а внутри транспортного средства. Пока подготавливали микроавтобус к работе, решили начать использовать купленное обору дование на стационарной точке – актив должен приносить его владельцу доход – азбука финансовой грамотности. На тот момент внимание юных предпринимателей привлек пустующий ларек в парке.
– Сквозь дыры в полу можно было увидеть землю, – обрисовывает Никита некоторые конструктивные особенности торгового павильона, – сделали ремонт.
Сегодняшний вид ларьков – полностью заслуга Никиты, все кроме сварки сделано его руками.
1 декабря 2015 года начала свою работу стационарная точка «Кофе Драйв» в парке, ребята сменили формат, но вкус кофе оставили прежним.
– В первый день выручка была 800 рублей, во второй 1000, – вспоминает Никита финансовые подробности начального этапа. – Постепенно выручки стали расти, и мы поняли, что этим можно заниматься.
В группе «Coffee Drive» в социальной сети «Вконтакте» появляется масса восторженных отзывов и разного рода советов и просьб. Клиентам нравилось буквально все, начиная от удобного расположения точки, куда можно было легко подъехать с детской коляской, и кончая оформлением стаканчика; некоторые девушки просили ввести в ассортимент еще и лактогонный чай. В целом ароматный и неповторимый вкус кофе достигался за счет использования итальянского оборудования и свежеобжаренных кофейных зерен.
Ребята начинают активно продвигать свой бизнес – проводят акции и розыгрыши, в том числе шуточный ликбез под лозунгом: «Говори правильно – покупай дешевле!». Попросившем эспрессо – цена 60 рублей, а «экспрессо» – 150! Бывали случаи, когда вместо капучино люди просили «кампучино» – таких уникальных покупателей, путавших кофейный напиток с формально провозглашенной республикой в Юго-Восточной Азии, конечно, было не так много.
– Прежде всего было желание сделать нормальный кофе в городе, ну и повеселиться, – пытается понять Никита, что больше двигало им на тот момент. – Первое время постоянно проводили веселые акции. Например: всадникам – скидка 50%. Подошли двое мужчин, и один залез на другого верхом – разумеется, мы дали скидку.
Первые четыре месяца Никита и Евгений отработали вдвоем, потом появился помощник – младший брат Никиты. Работа не пугала ребят, первый трудовой опыт Никита получил в 12 лет, а когда ему исполнилось тринадцать, устроился продавцом в веломагазин. До сих пор не понимает, как можно выпрашивать деньги у родителей.
– Мне родители сказали: хочешь фирменные шмотки – иди работай, а не хочешь – мы тебя с «рынка» оденем. Стал после школы ездить на работу, но учебе это не мешало, платил только репетитору по истории, по остальным предметам успевал сам.
С 18 лет Никита был занят одновременно на трех работах: днем был сантехником, по вечерам собирал кухни, а по выходным – в клубе гардеробщиком. Поступил на бюджет в Российский государственный институт правосудия и закончил его по специальности юриспруденция.
Евгений тоже имеет высшее образование, он отучился в Выборгском филиале РАНХиГС, а потом вместе с Никитой работал в «Чайной ложке». Именно там ребята получили необходимые умения и навыки работы в общепите.
Второй ларек молодые предприниматели открыли на другом конце парка со стороны Рыночной площади. Клиенты просили подумать о кофейной точке в Южном поселке. Одна женщина даже написала по этому поводу письмо и собирала под ним подписи - набрала 30 штук. К сожалению, ребята не смогли удовлетворить эту просьбу – работы и без того было много.
Разумеется, не все в бизнесе шло гладко, особенно в самом начале.
– Мы собирались выйти работать в ночь 31 декабря, – делится новогодними воспоминаниями Никита. – Приходим, а замки все заклеены суперклеем. Пришлось их болгаркой срезать, искры летели во все стороны, думали, ларек сгорит.
В некотором роде Никита как в воду глядел: летом 2017 года неизвестные подожгли один из ларьков. Хорошо, пожарные приехали вовремя. Ребята не растерялись и проработали всю ночь, объявив акцию «горящие скидки на все напитки». К мелким пакостям можно отнести периодически продолжавшуюся процедуру покрытия прилавка ларька содержимым консервов «килька в томатном соусе». Личность любителя морских продуктов так и не удалось установить, однако после того, как появились видеокамеры, злоумышленник прекратил свои ритуальные действия.
Был и неудачный опыт открытия новых кофейных точек. Хорошо оформленная точка проработала в гипермаркете «Карусель» всего полгода и как только начала выходить в плюс, ребят попросили на время уйти из магазина, объяснив такое решение началом ремонтных работ. После ремонта обещали возобновить сотрудничество, но предложения вернуться так и не поступило.
– Вложились тогда серьезно и не отбились, – с легким сожалением говорит Евгений, – но зато получили ценный опыт работы в гипермаркетах.
Ребята сотрудничают с библиотекой Алвара Аалто, во время массовых мероприятий у посетителей появляется возможность выпить бодрящий кофе.
На вопрос, изменилась ли за это время ценовая политика, ребята ответили, что несмотря на постоянный рост издержек (инфляцию ведь никто не отменял), они продолжают приобретать качественные продукты и держат цены на прежнем уровне.
– Стараемся закупать необходимые продукты оптом, чтобы выходило дешевле, – делится Никита нехитрыми, но действенными мерами. – Недавно начали добавлять в напитки овсяное молоко. Поначалу вся пачка не уходила, приходилось остатки забирать домой – сейчас тратим до трех литров в день.
Все свободное время Никита уделяет работе – по большей части это связано с ремонтом. Евгений обучает новых сотрудников готовить кофе. Основная часть работников – это студенты, поэтому Евгений тщательно сверяет расписание их занятий с графиком работы, чтобы одно другому не мешало.
Не так давно произошла авария, и в ларьке возле Красной площади две недели не было света. Никита быстро сориентировался и в качестве генератора решил использовать старенькие микроавтобус, который несмотря на преклонный возраст, добросовестно работал по десять часов в день без перерыва.
– С него все начиналось, – с нотками едва заметной грусти по прежним временам сказал Никита. Веселое хобби незаметно переросло в стабильный бизнес, со всеми его плюсами и минусами.
Денис ГИЛЬМАНОВ
Читать все статьи автора Денис Гильманов