Под Выборгом предали земле останки трёх красноармейцев

Под Выборгом предали земле останки трёх красноармейцев
841
Под Выборгом предали земле останки трёх красноармейцев

У грунтовой дороги, севернее поворота на Гаврилово от Средневыборгского шоссе, поисковый отряд «Группа Безымянная» проверял данные из боевых донесений 1941-го года о месте схватки советских солдат с неприятелем…

Солдатский медальон – редкая находка

Отряд под командованием Германа САКСА обнаружил на поле боя, шедшего здесь 82 года назад, останки трех наших солдат. Имя одного из них удалось установить по медальону. Это Прокопий Владимирович Половников, уроженец Архангельской области. Парадоксально, но в электронных базах данных министерства обороны на этого бойца нет никаких сведений, как будто такого человека и не существовало.

– Сохранился единственный документ – письмо родственников, написанное в 60-х годах, в котором говорился, что Прокопий был мобилизован и направлен в расположение 123-й стрелковой дивизии, – рассказывает Герман Сакс. – Именно эта дивизия отступала в районе урочища Моховое. К сожалению, кроме записки из смертного медальона, которая подтверждает, что человек служил в Красной Армии и погиб, других данных в архивах о нем нет.

Считается, что при отступлении дивизии архив был уничтожен. Герман Сакс поясняет, что списки безвозвратных потерь дивизии составлялись спустя два года по воспоминаниям участников тех сражений. Восстановит это упущение в судьбе Прокопия Половникова увековечение на мемориале и внесение его имени в паспорт воинского захоронения, которое до сих пор знали просто как могилу Неизвестного Солдата.

Долгие годы над могилой шефствовали ветераны Советского городского поселения и кадеты отряда «Морской пограничник» из школы посёлка Советский. Теперь же, после детального обследования, захоронение поставлено на государственный учёт под № 170.

Погибли в 41-­м

Инструктор-методист областного отдела по увековечению памяти погибших при защите Отечества Александр ПЕРШИН рассказывает, что до последнего времени не было сведений о том, сколько именно павших покоится в данной могиле и когда они погибли. В результате специального обследования удалось обнаружить тела двух бойцов, похороненных по православным канонам – головой на запад, со сложенными на груди руками.

– Захоронение определенно относится к Великой Отечественной войне, – говорит Александр Першин. – На бойцах гимнастёрки с пуговицами. Вероятность того, что это не 1944-й, а 1941-й год – 70 процентов. Учитывая, что наши отступали, здесь могла быть позиция для прикрытия отходящих бойцов. Погибших, скорее всего, похоронили их боевые товарищи в минуты затишья.

– Я тоже считаю, что, скорее всего, это 1941-й год, – поддерживает коллегу заместитель председателя историко-просветительской общественной организации «Память земли нашей» Михаил ЧИПЕНКО. – Патроны 1937-го года, гильзы от которых были найдены в ходе работы, к 1944-му году уже были все отстреляны. К тому же по итогам Выборгской наступательной операции создавались гораздо бÓльшие братские могилы.

Во время работы, на глубине примерно 30 сантиметров от поверхности, поисковики нашли небольшой камень, покрашенный красной краской. Возможно, бойцы, простившиеся с погибшими товарищами, так обозначили место их упокоения.

Тут шли жестокие бои

Страницу военной истории, когда наши войска с кровопролитными боями отходили от Выборга к Ленинграду, мы знаем как котёл у Порлампи. К началу войны под Выборгом были развёрнуты пограничные заставы и три стрелковые дивизии – 43-я, 115-я и 123-я. В первые же дни сюда было направлено ещё несколько войсковых соединений. Но осложнилась обстановка на южных подступах к Северной столице со стороны Пскова, и соединения второго эшелона пришлось перебросить к Луге. Без тылового подкрепления наши части несли большие потери.

Во второй половине августа 1941-го три дивизии попали в окружение у местечка Порлампи (сегодня посёлок Свекловичное). Как следует из боевых донесений, финны вышли в тыл нашим войскам, перебросив десант через острова Выборгского залива. Попытки вырваться из окружения предпринимались с 25 по 31 августа. Тысячи погибли и попали в плен… Немногим удалось прорваться к Койвисто (Приморск), откуда они были эвакуированы морем в Кронштадт.

Здесь будет мемориальный комплекс

Мы уже рассказывали о судьбе заместителя политрука 43-й стрелковой дивизии Василия Пасхина и о его сыне Юрии, талантливом ленинградском скульпторе, который за несколько лет превратил природный гранитный валун в памятник своему отцу и его боевым товарищам.

Бывшая могила Неизвестного Солдата, официально ставшая теперь воинским захоронением № 170, находится в нескольких сотнях метров от этого памятного знака. Неподалёку есть ещё один – «Рубеж обороны».

Здесь и решено создать мемориально-исторический комплекс. С идеей выступил член областной Общественной палаты, байкер и православный священник Вячеслав ХАРИНОВ. Его поддержали выборгские байкеры, а затем и местные власти. Детальное обсуждение реализации проекта планируется в начале декабря.

Зримые перемены в этом месте начались год назад, когда членами мотоклуба «Ost MC», лидером которого является отец Вячеслав, был установлен информационный щит у «Рубежа обороны». Но основная работа, конечно, впереди.

Отец был артиллерийским наводчиком

В церемонии перезахоронения приняли участие поисковики, военнослужащие из Каменки, байкеры, представители областного депутатского корпуса, правительства, районной и местной администрации:

– Наши духовные ценности основаны на сохранении памяти, воспитании молодого поколения в духе патриотизма, – обратился к участникам митинга глава Советского поселения Андрей НЕКРАСОВ, поблагодаривший всех причастных за поддержку важного и нужного дела.

Был в числе собравшихся и сын фронтовика, воевавшего под Выборгом в начале Великой Отечественной. Это директор Городского информационного центра, одним из направлений работы которого является создание электронных баз данных и паспортов воинских захоронений, Анатолий СМОЛЬЯНИНОВ. Его отец был артиллерийским наводчиком, о которых говорили: находятся между молотом и наковальней…

– На протяжении многих лет эта страница истории, отражающая начало Великой Отечественной войны на Карельском перешейке, была для нас закрытой, – сказал Анатолий Смольянинов. – Надо продолжать работу, надо создать мемориальный комплекс, стараться, чтобы о нем знали и помнили как можно больше людей.

Панихиду по погибшим отслужил священник Спасо-Преображенского собора иерей Александр АВЕРКИН. В его молитвах звучало только одно известное имя – Прокопий. Кто были его товарищи, пока никто не знает. Но поисковики надеются, что архивы рано или поздно позволят решить и эту задачу.

Троекратный оружейный салют стал кульминационной точкой в этом торжественном и печальном прощании с защитниками Отечества. К подножию свежего, покрытого еловым лапником холма легли алые гвоздики

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также