Под Выборгом перезахоронили останки 58 бойцов и командиров Красной Армии
Бывшее местечко Портинхойка, которое сегодня мы знаем как Петровку, в июне-июле 1944-го было эпицентром кровопролитных боёв. Здесь проходил второй этап Выборгской наступательной операции – сражение при Тали-Ихантала. До сих пор поисковики поднимают в окрестностях десятки солдат, которые остались лежать меж деревьями и камнями, в болотах и на высотах…
Фамилию удалось прочесть на ложке
58 воинов, обнаруженных поисковиками семи отрядов в нынешнем и прошлом году, похоронили в Петровке. Большая часть – 25 бойцов – на счету отряда «Карельский вал». Рассказывает командир Вячеслав СКОКОВ:
- Из 58 солдат удалось опознать только двоих. Это бойцы, погибшие в июне-июле 1944-го года примерно в пяти километрах от Петровки.
Из двух опознанных воинов один на счету нашего отряда - это Евгений Дмитриевич Сычёв. Он воевал в 129-м гвардейском стрелковом полку 45-й гвардейской стрелковой дивизии. Погиб 26 июня 1944-го года. Второй погибший, носивший фамилию Банников, найден отрядом «Северный рубеж». Оба опознаны по подписным ложкам. Банников воевал в 192-м гвардейском стрелковом полку 63-й стрелковой дивизии и погиб в районе Иханталы (это чуть севернее Петровки) 29 июня 1944-го.
Поиск родственников Сычёва, который был призван из Московской области, пока результатов не дал.
Банников – он был такой один…
История, связанная с тем, как обнаружили Банникова, не совсем обычная. Поисковики нашли его в районе посёлка Пальцево. Рядом оказалась ложка с нацарапанной на ней фамилией и значок «Гвардия». Однако, таких значков, поясняет заведующий выставочным залом «Выборг – город воинской славы» Владимир БЫКАЧЕВ, ни в 1941-м, ни тем более в 1940-м ещё не было. Загадка?
- Поисковики стали изучать списки безвозвратных потерь по 1944-му году, искать фамилию «Банников». Нашлось только одно совпадение. Самое удивительное, что в списках военкомата, по которым фамилии переносились на гранит, «Банников» есть! В итоге выяснилось, что это один и тот же человек – Тихон Александрович Банников, 1915 года рождения, призванный в Шестаковском районе Кировской области.
Надо отдать должное поисковиками отряда «Северный рубеж» - ими проделана огромная работа. К сожалению, командир Владимир Овчинников и его заместитель Александр Андрушко не смогли участвовать в церемонии, т.к. заняты на работе. Но они – большие молодцы!
Есть сведения, что Тихон Банников был награждён медалью "За отвагу" 10 июня (в первый день Выборгской наступательной операции), он первым ворвался во вражеский окоп и в рукопашном бою убил трёх солдат неприятеля. Как же могло случиться, что имя солдата вместе с боевыми товарищами увековечено в граните, а сам он столько лет лежал на поле боя и не был похоронен?
- К сожалению, когда в послевоенные годы перезахоранивали погибших, то личность каждого не могли установить: их было очень и очень много… Когда, например, сюда хоронили бойцов 30-го гвардейского корпуса, а Банников воевал в составе именно этого войскового соединения, то при заполнении учётной карточки в военкомате скорее всего просто произошла техническая ошибка.
И теперь, когда мы обнаружили останки солдата, необходимо было точно удостовериться, он ли это. Ведь ложку, как это нередко на фронте бывало, мог взять оставшийся в живых однополчанин…
Поисковикам в ходе переписки удалось узнать некоторые детали семейной истории Банниковых: у солдата на родине осталась вдова с двумя сыновьями - когда повзрослели, оба перебрались в Омскую область. Следопыты надеются передать родным личные вещи Трофима Александровича – подписную ложку и значок «Гвардия».
С Тихоном Русских вопрос закрыт
Ещё одна история с солдатом, которого поднимал неподалёку отсюда отряд «Красный выборжец», похожа на предыдущую: имя Тихона Русских тоже есть на гранитных плитах Петровки. Рассказывает командир отряда Андрей СМОЛЕНСКИЙ:
- В прошлом году по обращению Гончаровской администрации мы обследовали территорию вокруг сгоревшего на пожаре дома. Рассказывают, что в летом 1944-го сюда вышел наш раненый солдат, который затем здесь и умер. Мы обнаружили останки на этом месте, и сегодня солдат лежит рядом со своими боевыми товарищами.
Скорее всего, имя Тихона Сафоновича Русских 1899 года рождения оказалось в списке безвозвратных потерь, когда его не досчитались после боя. Когда кругом шли бои, такое вещи случалось сплошь и рядом. Но в итоге историческая справедливость восстановлена: боец в братской могиле, где на гранитной плите значится его имя.
Поисковики работают не только на полях боёв
К сожалению, в церемониях перезахоронения нередко участвуют лишь сами поисковики, те, кому это необходимо по долгу службы, да немногие активисты.
Поисковый отряд «ИТМО» провожал в Петровке в последний путь бойца, поднятого в прошлом году. Командир Артём Пастухов:
- Имя этого бойца неизвестно, а обнаружили мы его здесь, неподалёку, в урочище Петровка. Отрадно, что сегодня отдать последние почести погибшим пришли многие, тем более в условиях нынешнего ограничительного режима.
Нынешний поисковый сезон отряд «ИТМО» посвятил модерированию «Бессмертного полка», проходившего онлайн. Как мы помним, на этот раз привычного массового шествия не было - портреты фронтовиков транслировались в виртуальном пространстве. Однако были непредсказуемые ситуации, когда анонимы из хулиганских побуждений загружали в сеть фото изображения фашистов и военных преступников. Всю поступившую визуальную информацию пришлось проверять самым тщательным образом.
- Общественное движение «Бессмертный полк» пригласило поисковиков, реконструкторов, специалистов по военной истории проверить полученные заявки. Печально, что такое могло произойти, но хорошо, что к контролю привлекли нас, прошедших специальное обучение и умеющих вычленить провокационные фотографии.
В течение двух недель Артём Пастухов и две его помощницы ежедневно просматривали по тысяче заявок – в общей сложности около 50 тысяч. Артёму лично удалось «выловить» одно такое недостойное фото и предотвратить дикую выходку.
«Все, что в наших силах»…
58 поднятых бойцов – это много или мало? Поисковики говорят, что по сравнению с прежними годами это не слишком большая цифра. Скорее всего дело в том, что их предшественники, поднимавшие погибших в этих краях не один десяток лет, уже справились с основной работой.
Хочется еще и еще раз выразить признательность людям, которые, невзирая ни на какие трудности, идут в лес, обследуют места, где по архивным картам, журналам боевых действий полегла рота, батальон, полк… Их труд без всякого преувеличения можно считать подвижничеством.
Дмитрий БАБЕНКО, начальник отдела молодёжной политики Выборгского района:
- Мы стараемся помогать поисковым отрядам. Благодарим их за нелёгкий труд, в том числе и в деле воспитания смены: в нашем районе уже не первый год работает Школа поисковика. Отряды в обязательном порядке участвуют и в церемониях перезахоронения – все это очень важно.
Вячеслав Скоков:
- К сожалению, очень многие уже никогда не будут найдены… Многие навсегда остались лежать в болотах, низинах, уже слились с землёй. И имен большинства из тех, кого все-таки находим, увы, установить тоже не удастся … Но мы будем продолжать эту работу, будем делать все, что в наших силах.
Елена СТЕПАНОВА
Читать все статьи автора Елена Степанова
Читайте также
-
Выборгская «Сетка» становится апарт-отелем
-
Ленинградские пожарные помогают донецким коллегам
-
В Выборгском районе в дорожной аварии пострадали дети
-
Выборжцы решили благоустроить городской «Морской фасад»
-
Большое начинается с малого
-
Владимир Цой рассказал, как в Монрепо готовятся к открытию музейной экспозиции