Под Выборгом перезахоронили девять красноармейцев

Много лет поисковики, работающие на территории Выборгского района, соблюдают традицию встречаться в годовщину начала Советско-финляндской войны 30 ноября. До недавнего времени – в урочище Меркки, где на воинском мемориале № 70 проводилось финальное в году, завершающее поисковый сезон перезахоронение воинов Красной Армии.

На сей раз в 84-ю годовщину памятного события торжественно-траурная церемония прошла на высоте «Знаменитой» неподалёку от посёлка Александровка Приморского поселения. Сегодня здесь находится благоустроенное силами поисковиков и их помощников воинское захоронение № 132. А вообще братская могила, в которую бойцы хоронили погибших товарищей, была сформирована ещё в 1940-м. Но после кровопролитных боёв на Карельском перешейке летом 1941-го и Выборгской наступательной операции летом 1944-го она была надолго забыта. По архивным данным было установлено и её местонахождение, и описание развернувшихся здесь боевых действий.

В лесной чаще сохранился скромный обелиск с эпитафией «Слава живому, который не умирает». Опираясь на эту надпись был назван общественный проект историко-просветительской общественной организации «Память земли нашей» под руководством Ольги Богдановой – «Вечно живые».

Сергей, помнящий родство 

Известно, что многие внуки и правнуки участников Советско-финляндской кампании 30 ноября собираются у единственного памятника этой войне – обелиска, находящегося в Санкт-Петербурге недалеко от Финляндского вокзала, на пересечении улиц Академика Лебедева и Клинической.

В нынешнем году изменил традиции ежегодно бывать там внук красноармейца Петра Васильева, председатель общественной организации по увековечению павших в Советско-финляндской войне Сергей Захаров. Его дед был кадровым офицером, старшим лейтенантом, сапёром, служил в Токсово.

- Когда началась война, через Токсово шла 49-я стрелковая дивизия, которая забирала с собой все войсковые части на пути. …Дед, несмотря на опасную профессию сапёра, а они часто гибли в первых рядах, провоевал всю войну и погиб 13 марта в районе речки Тайпале (ныне Бурная, вблизи посёлка Соловьёво Приозерского района). Это всё равно, что погибнуть 9 мая 1945-го в Берлине… Сергей Захаров

Сергей Захаров рассказывает, что бабушке тогда пришло извещение о том, что Пётр пропал без вести. Только в 1954-м пришла запоздалая похоронка. Замуж бабушка так и не вышла… В семье бережно хранится и та самая похоронка, и фронтовой портрет Петра.

Организация под руководством Сергея Захарова объединяет детей, внуков, правнуков той «незнаменитой» войны. Говорит, что последние из непосредственных участников ушли лет 12-15 назад. О некоторых до сих пор интересно вспоминать:

- Был у нас такой ветеран - Николай Иванович Грачёв. Он прошёл две войны, штурмовал Рейхстаг. Так вот его жена надела погоны ещё раньше: она служила в медсанбате, из-за неё он и пошёл на «финскую». Как видим, и женщины вели за собой в бой мужчин.

Урок военной истории 

Поисковики и общественники детально изучили боевые донесения и другие доступные документы времён Советско-финляндской, относящиеся к декабрьским сражениям в так называемом районе Сипрола. Воины Красной Армии проявляли здесь массовый героизм, хотя и несли большие потери.

В наши дни наследницей традиций прославленной 70-й стрелковой дивизии является 138-я гвардейская Красносельская ордена Ленина Краснознамённая отдельная мотострелковая бригада из Каменки. На её боевом знамени можно видеть тот самый орден Ленина, завоёванный в ходе «финской», по сути, их однополчанами.

Сегодня многие гвардейцы, как и их предшественники в годы Советско-финляндской и Великой Отечественной войн, находятся на полях сражений.

Неизменно участвуют в таких акциях юные друзья поисковиков – члены поискового отряда «Приморский рубеж» (командир Юрий Шулика, педагог Любовь Фомичёва). Школьники не только помогают старшим товарищам в полевых и работах по благоустройству, но и включают в торжественно-траурные церемонии свою небольшую акцию «Свеча памяти». Как поясняет Любовь Фомичёва, право зажечь её даётся двум наиболее отличившимся школьникам.

30 ноября ими стали восьмиклассники Ева Гусарова и Михаил Меньшиков. Ребята хорошо проявили себя уже в двух больших поисковых экспедициях – на острове Стеклянном и на «Сопке смерти».

Для девяти красноармейцев, погибших в декабре 1939-го и оставшихся лежать на поле боя, война, наконец, закончилась 30 ноября 2023-го. В болотистой воронке в двух километрах от мемориала «Вечно живой» их обнаружил отряд «Заслон-2» под командованием Сергея Пищулина. Чтобы поднять бойцов пришли на помощь товарищи из отрядов «Наше время» (командир Александр Гайдукевич) и «Терра» (Андрей Тукаев). Два дня им пришлось откачивать воду, чтобы выполнить работу максимально деликатно.

Рядом с бойцами были найдены каски, ботинки с обмотками, сапёрные лопаты и другие артефакты, но ни одной вещи, которая помогла бы установить имя хоть кого-то из них. Замруководителя ИПОО «Память земли нашей» Михаил Чипенко подчёркивает, что в списках безвозвратных потерь зачастую местом гибели указывалось расположение штаба полка или дивизии, даже если бой произошёл в нескольких километрах от него. Полковые штабы 70-й стрелковой дивизии находились в уже несуществующей деревне Сипрола. Поэтому у многих встречается запись – «убит в районе Сипрола».

Когда два года назад составлялись списки для увековечения имён и внесения их в паспорт воинского захоронения № 132, поисковики учли эти особенности ведения документов в 1939-1940 годах. Поэтому и имена этих девяти бойцов, и других, которых поисковики уже нашли и ещё найдут в окрестностях, уже высечены на гранитных плитах мемориала.

А по периметру мемориальной территории нынешней осенью волонтёрами были посажены «именные» деревья и установлены информационные таблички с портретами героев и описанием их подвига. Этот необычный «Бессмертный полк» – дело рук энтузиастов общественного движения «Волонтёрская рота Боевого братства».

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также