По местам боёв 1941-­го…

По местам боёв 1941-­го…
642

Целое лето по выходным они трудились в приграничной полосе, куда есть допуск только у их поискового отряда «Северный рубеж». Результат впечатляет: 17 поднятых красноармейцев, имена семи из которых удалось (или почти удалось) установить.

Когда-­нибудь вспомним всех поимённо

Десять из пролежавших на поле боя 83 года красноармейцев были найдены в глухом месте между озёрами Малое Межгорное и Большое Памятное, что в четырёх километрах к северо-востоку от посёлка Полевое. Известна дата их гибели – 3 августа 1941-го. У четверых оказались так называемые смертные медальоны – эбонитовые пенальчики с бумажным вкладышем внутри. На эти листочки бойцы записывали свои личные данные, сведения о родных. Ходят легенды, что иногда красноармейцы, пытаясь обмануть смерть, обменивались медальонами. Но чаще встречаются просто незаполненные…

Удалось расшифровать три находки, четвёртый вкладыш передан на экспертизу. Следопыты выяснили, что среди поднятых ими погибших были уроженец Калининской (ныне Тверской) области, живший в Ленинграде на проспекте Карла Либкнехта Тимофей Васильевич Васильев 1914 года рождения, Иван Павлович Тютюнник, родившийся в 1918 году в деревне Комиссарьевка Пятихатского района Днепропетровской области, а также боец по фамилии Вдовиченко (имя его прочесть не удалось, а отчество разобрали: Иванович), уроженец деревни Фурсы Белоцерковского района Киевской области

Все трое числились пропавшими без вести с августа 1941-го. И если родных Васильева ещё есть надежда отыскать, то с двумя другими такой надежды, увы, пока нет…

Неподалёку от этого места были найдены ещё четыре бойца Рабоче-Крестьянской Красной Армии, погибшие 1-2 августа. Установлено имя сержанта Ивана Михайловича Польщикова 1918 или 1919-го года рождения, уроженца деревни Телятники Сараевского района Рязанской области.

 Потяни за ниточку – распутаешь клубок

В работе журналистов иногда случается так, что упомянутое в публикации имя бойца или факт из военных донесений помогает распутать целый клубок семейной истории. Так, к примеру, было в случае с небольшой заметкой «Он бомбил станцию Антреа» о находке поисковиков – двигателе дальнего бомбардировщика ДБ-3, подбитого 15 февраля 1940-го и оставшемся в болоте неподалёку от посёлка Пальцево. По номеру агрегата удалось узнать и марку крылатой машины, и боевое задание, и имена членов экипажа. Тогда, весной 2017-го откликнулась внучка воздушного стрелка Василия Мамонова Евгения ДАВЫДОВА. Она просто задала имя деда в поисковике, и ссылка на нашу публикацию выпала первой в списке.

Уже через месяц с небольшим Евгения приехала в Выборг и присоединилась к поисковикам, с которыми в течение недели в болоте день за днём была рядом во время подъёма обломков бомбардировщика и останков экипажа.

…Их похоронили шесть лет назад на высоте Безымянной, на воинском захоронении № 78 в посёлке Лесогорский. Из обломков самолёта поисковики сделали стилизованный мемориал: бронеспинка от кресла пилота, выкрашенная в цвет неба, стала обелиском, на котором закреплены портреты Василия Мамонова, лётчика Петра Нечипуренко и другие информационные таблички.

 Он был восьмым ребенком в семье

Первым делом после расшифровки вкладыша из медальона энтузиасты, как правило, делают запросы по месту призыва бойца – в администрации, библиотеки, музеи, связываются с коллегами, активистами. Несмотря на то, что об уроженце деревни Калмань Юрьев-Польского района Ивановской (теперь он входит в состав Владимирской) области Иване Яковлевиче Гришине 1919 года рождения парни узнали, что он был младшим, восьмым ребёнком, и у него было три сестры, информация о семейном древе в конце 50-х обрывается. Но поиски будут продолжены. Пока же на церемонию захоронения, состоявшуюся на высоте Безымянной 24 сентября, прибыли земляки Ивана, представители органов местного самоуправления Юрьев-Польского района – Елена ПРЫТКОВА и Сергей БЛИНОВ, глава администрации Красносельского поселения, на территории которого и располагалась теперь уже несуществующая деревня Калмань.

– Очень трогательно, что поисковики до сих пор находят останки героев, – говорит заместитель главы Юрьев-Польской администрации Елена Прыткова. – Благодаря им мы узнаём всё больше неизвестных прежде имён. Мы привезли с собой флаг нашего района, который передадим в местный музей, а также землю с родины Ивана Гришина, а увезём обнаруженные поисковиками личные вещи солдата, в том числе сохранившийся медальон с вкладышем.

Продолжатся поиски родных и уроженца Артёмовска бывшей Сталинской, а ныне Донецкой области, ровесника Великой Октябрьской социалистической революции Григория Никифоровича Леонова, а также Константина Ивановича Филюшкина, родившегося в 1911 году в деревне Липка Тосненского района. Надеются поисковики установить также имена двух лейтенантов, которых удалось идентифицировать лишь по знакам отличия…

 

Школьники неизменно участвуют в митингах на воинских захоронениях

Не должно быть неизвестных солдат

– Наш отряд работает исключительно в приграничном районе, – говорит командир поискового отряда «Северный рубеж» Владимир ОВЧИННИКОВ. – Мы не уезжаем далеко от Светогорска. И все бойцы, которые подняты в этом, а также прошлом, позапрошлом году и все последние 10 лет, они из приграничья, из того района, где 31 июля 1941-го финской армией был нанесён главный удар, и где 115-я стрелковая дивизия понесла большие потери.

Следопыты обнаружили останки бойцов рядом с тем местом, где работали год, два, три назад. Владимир Овчинников уверен, что дальнейшие поиски на тех же участках плюс-минус несколько метров снимут гриф «пропал без вести» ещё со многих десятков судеб красноармейцев, погибших в начале Великой Отечественной войны.

В этот период кадровая дивизия насчитывала более 12 тысяч человек личного состава. А 27 июля пришло новое пополнение – более тысячи бойцов. И через четыре дня 115-я приняла бой… Владимир Овчинников приводит данные на 21 августа, когда наши уже отошли за Вуоксу: от дивизии осталось 9 тысяч. Даже если вычесть тех, кто попал в плен или был ранен и оказался в медсанбате, то всё равно цифра немалая. И почти все погибшие красноармейцы числятся пропавшими без вести. Следовательно, поисковикам ещё работать и работать.

Здесь вершилась история

Хочется верить, что в памяти светогорских и лесогорских школьников, которые с алыми гвоздиками в руках выстроились в линейку, этот митинг останется в памяти на всю жизнь.

– Эти 17 воинов погибли в самом начале войны, не зная, что враг дойдёт до Свири и Ленинграда, – сказал, выступая на митинге, консультант отдела увековечения погибших при защите Отечества областного комитета по молодёжной политике Герман САКС.Они так и не узнали, что фашистские полчища будут стоять на Волге, что война продлится долгих четыре года и закончится полным разгромом врага в Берлине. Сколько их таких, сложивших головы в 41-м на рубежах нашей Родины – сотни? Тысячи? Сотни тысяч?.. Но их гибель не была напрасной, именно они закладывали фундамент Победы, ценой своей жизни не дав врагу осуществить свои молниеносные планы по захвату Советского Союза.

Одна из державших слово на митинге – представитель лесогорского совета ветеранов Тамара ЛУНИНА 57 лет организует акции в так называемой Долине смерти на правом берегу Вуоксы, на месте гибели офицеров Павла Ефстафьева и Ивана Доценко, погибших 2 августа 1944-го. Сюда люди приезжают с детьми и внуками, проводят субботники, а дважды в год – 9 мая и 2 августа – митинги. Молодое поколение вместе со старшими изучает страницы военной истории непосредственно там, где она вершилась 80 лет назад.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также