По местам боев Зимней войны

По местам боев Зимней войны
2069
По местам боев Зимней войны

Ассоциация развития и освоения труднодоступных территорий «Русское Вездеходное Общество», входящая в компанию «Восток-Запад», осваивает и открывает новые туристические маршруты. Сегодня рассказываем об одном из них.

Наша задача – это развитие всесезонного туризма в труднодоступных местах, открытие новых маршрутов, привлечение внимания к малоизвестным или требующим внимания культурным и историческим объектам. Мы проложили маршрут на укрепления Первой мировой войны из Выборга на остров Овчинный. Планируем реализовать проект «Экотропа на Батарейной и Интендантской горах». У нашего экологичного вездехода сверхширокие резиновые гусеницы, которые занимают две трети ширины кабины и не нарушают почвенный покров. Техническими заводскими испытаниями доказано, что давление вездехода на грунт в три раза ниже, чем у взрослого человека. Мария ЮРКИНА, директор ассоциации

Маршрут к линии Маннергейма проходит по территории СНТ «Звездочка» - раньше эта местность называлась укрепрайоном «Сумма», который Средне - выборгским шоссе делится на «Суммакюля» и «Суммаярви».

Напомним, что на Карельском перешейке за 25 военных лет противники выстроили одну из самых сильных линий обороны, которая условно называлась линия Маннергейма. Она протянулась на 110 км от скалистых берегов Ладожского озера до песчаных пляжей Финского залива. Состояла более чем из 1000 огневых точек, из которых более 200 дотов. С таким количеством подобных заграждений до этого Красная армия не сталкивалась. Это было для неё настоящим боевым крещением.

Дот – это настоящая железобетонная крепость с толстыми стенами, пробить которые оружием с первого раза было невозможно. Они были вмонтированы в ландшафты высоток, и прикрывали друг друга фланкирующим огнем. Подобно паутине, были окутаны цепью ходов, траншей и коммуникаций огневых точек. Предваряли их километры колючей проволоки и тысячи противотанковых надолбов в несколько рядов, минные поля. На некоторых участках вырубался лес, создавая непроходимые буреломы, а на некоторых реках были выстроены плотины, чтобы увеличить заболоченное пространство.

В этих укрепрайонах было самое крупное сосредоточение дотов, которые называли «миллионниками» - на их строительство затрачивали более миллиона финских марок. Это были гигантские бетонные сооружения с подземными галереями и казармами, где могли размещаться до 50 человек.

Доты успешно маскировались под холмы, обнаружить их можно было только тогда, когда наша пехота начинала нести потери от пулеметного огня противника. Толщина стен дота могла достигать двух метров, в сумме с 1,5 метровой обсыпкой из земли и камней. Штурм каждого из 218 дотов был подвигом.

Всего вместе с авиацией и флотом в боевых действиях было задействовано около одного млн. человек. Дорожная сеть была не так развита, как сейчас, и единственную узкую дорогу неприятель минировал. Созданные на дорогах пробки не давали возможности вести активные военные действия. Красные петлицы пехоты, звезды на буденовках при нехватке маскхалатов выдавали красноармейцев издалека. Командный состав с более яркими знаками отличия также был очень заметен, наших командиров противник уничтожал первыми. Ошибки были учтены, и с конца декабря нашу армию стали переодевать в форму другого образца. Появились валенки, ватное обмундирование, у командиров тулупы…

В этой местности находится одно из самых больших захоронений 1940 года, где погребены бойцы Красной Армии, в том числе 11 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за бои на линии Маннергейма. Первоначальный монумент был уничтожен в 1941 году, сохранилось только одно из надгробий. В 60-е годы прошлого века установили новый памятник, но в 90-е годы исчезли бронзовые его фрагменты.

Напротив, по другую стороны дороги - братское захоронение танкистов - в 1940 году здесь было погребено 138 человек.

В этих братских могилах позднее были похоронены и бойцы, погибшие в годы Великой Отечественной войны. Военный музей Карельского перешейка планирует установить здесь информационную доску.

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также