Ольга Ансберг о работе Выборгского порта и социальной ответственности бизнеса

Ольга Ансберг о работе Выборгского порта и социальной ответственности бизнеса
2786
Ольга Ансберг о работе Выборгского порта и социальной ответственности бизнеса

Один из американских судей, разбирая дело о вредных выбросах, сказал: «Без дыма Питтсбург так и остался бы очень славной деревней». Еще каких-то сорок лет назад экономика Питтсбурга базировалась на сталелитейной и обрабатывающей промышленности. Конечно, сейчас их место прочно заняли финансовые услуги и нанотехнологии.

В нашем городе тоже есть производства, расположенные в историческом центре города, в силу своей специфики служащие источниками шума и пыли, к числу которых относится и Выборгский порт – предприятие с 500-летней историей.

Мы не зря начали статью с высказывания лица, осуществляющего правосудие. Вопрос внешних эффектов или экстерналий в течение последних ста лет беспокоит умы не только судей, но и экономистов.

Под внешними эффектами принято понимать издержки или выгоды, не отраженные в рыночных ценах, которые влияют на благосостояние третьих лиц, не участвовавших в сделке. Если это перевести на понятный язык и применить к ситуации с Выборгским морским портом, то жители близлежащих к нему домов выступают в качестве третьих лиц, в то время как сделки совершаются между портом и теми, кому он оказывает услуги.

Внешние эффекты бывают отрицательными и положительными, в результате у третьих лиц возникают либо потери, либо экономия. В случае с портом, для жителей находящихся рядом домов они являются отрицательными.

Экономисты видят решение этой проблемы в переходе прав собственности или, выражаясь экономическими терминами, – в рыночных трансакциях. Но беда в том, что трансакционные издержки никогда не равны нулю. Так, например, живущие рядом люди, поняв заинтересованность в покупке их жилплощади, никогда не продадут квартиры по рыночным ценам, что в свою очередь станет препятствием к осуществлению задуманной сделки. Все, что они потребуют свыше справедливой рыночной цены, можно отнести к трансакционным издержкам.

Вместо разрешения данной проблемы путем перехода права собственности, правительство может декретировать, что определенные способы производства должны использовать в своей работе установки, подавляющие шум и вредные выбросы, или ограничить какими-либо районами возможности ведения определенного бизнеса (зонирование).

При решении о том, какие вредные последствия следует считать нарушением покоя и порядка, необходимо сопоставлять принесенную пользу и полученный вред, который, как правило, всегда уравновешивается какой-либо выгодой.

Родоначальник нового институционализма Рональд Коуз в своей знаменитой работе «Природа фирмы» приводит цитату о давнем процессе с изготовителем свечей, взятую у сэра Джеймса Стефана: «Полезность вещей должна извинить досадность зловония».

«Мир нуждается в фабриках, плавильных заводах, нефтеперерабатывающих предприятиях, в шумных машинах и взрывах даже ценой неудобств для окружающих, и от истца могут потребовать, чтобы он смирился с неким разумным неудобством ради общего блага», – пишет Уильям Проссер в своей общепризнанной работе по деликтному праву.

Выборгский морской порт платит налоги в бюджет, обеспечивает занятость населения, увеличивает национальный доход, внося посильный вклад в рост экономики нашей страны.

Два года назад генеральным директором ООО «Порт Логистик», оператора морского порта Выборг, была назначена Ольга Ансберг.

– Судя по документам, наличию предписаний, а также по отзывам коллег, специальной программы по защите населения от воздействия работы предприятия не велось, оплачивались штрафы, инвестирование в этой области не производилось, – комментирует ситуацию, которая сложилась на момент ее прихода в порт, Ольга Ансберг.

За короткий срок, начиная с конца декабря 2017 года, предприятие проделало колоссальную работу по проведению различных обследований степени воздействия от работы технологического оборудования, специализированной техники и комбинированных производственных процессов. Были разработаны и утверждены компенсирующие мероприятия, направленные на достижение положительного результата в части охраны окружающей среды.

– Сразу же после моего назначения были возобновлены работы по разработке проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) в целом для морского порта Выборг, – говорит Ольга Ансберг.

Ольга Ансберг, генеральный директор ООО "Порт Логистик"

Специализированная организация произвела детальное обследование инфраструктуры порта, выполнила необходимые расчеты, провела лабораторные исследования и гигиеническую оценку влияния на здоровье населения токсичных веществ, поступающих в атмосферный воздух от морского порта Выборг.

По результатам проведенной работы был разработан проект СЗЗ, который прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу в ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» и получил положительное санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ).

В рамках данного проекта на предприятии была внедрена система пылеподавления, закуплены и введены в эксплуатацию три мобильные установки ESM150, которые используются в зависимости от направления и скорости ветра. Они позволяют создать туманную завесу между промышленной площадкой и городской жилой застройкой, предотвращая распространение угольной пыли за территорию рабочей площадки. На сайте компании есть видеоролик, демонстрирующий работу установок в действии.

По периметру грузовых площадок монтированы железобетонные упоры для формирования штабеля груза на территории порта, их тоже используют в качестве дополнительного средства пылеулавливания.

На основании СЭЗ, выданного Управлением Федеральной служ-бы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленобласти, ООО «Порт Логистик» выполнены требования по внесению изменений в технологический процесс перевалки грузов.

– Наши технологические процессы, даже учитывая не самое новое крановое оборудование, выполняются в полной мере, – поясняет генеральный директор.

Как в дневное, так и в ночное время, в обязательном порядке и на регулярной основе производится мониторинг состояния атмосферного воздуха, анализируется уровень шума по различным точкам. Замеры производятся как на самой территории морского порта Выборг, так и в районе ближайшей жилой застройки. В ночные часы ограничены время работы тылового портального крана и общая продолжительность операций подачи вагонов на железнодорожные пути, погрузочно-разгрузочные работы ведутся с соблюдением режима одновременности перегрузочных процессов.

Человеческий капитал главное богатство любой страны, поэтому сбережение жизни людей и забота об их здоровье является приоритетной задачей.
В некоторых жилых домах, расположенных по улицам Южный Вал, Красина, Выборгская, Данилова и на Московском проспекте, выполнена работа по установке стеклопакетов в шумозащитном исполнении, а также установка клапанов проветривания типа КИВ. Также жителям безвозмездно переданы устройства для очистки воздуха в жилых помещениях.

– С точки зрения коммерческого предприятия, все затраты на подобные мероприятия – это вид социальной ответственности бизнеса, – поясняет Ансберг. – Мы следуем не только тем минимумам, которые обязаны выполнять по законам, наша цель – прийти к качеству работы, обеспечивающему только полную модернизацию порта, а это потребует колоссальных инвестиций.

Как любил повторять американский экономист Фрэнк Найт, внесший большой вклад в теорию свободного предпринимательства, проблемы экономической теории благосостояния должны в конечном итоге вылиться в исследование эстетики и морали.

От эффективной работы порта будет зависеть то, насколько быстро будет реализована данная программа. Для информации: затраты по компенсирующим мероприятиям СЗЗ в период 2017-2020 гг. составили более 70 млн рублей.

«Порт Логистик» планирует и дальше осуществлять мониторинг состояния атмосферного воздуха, следить за уровнем шума, предусматривающим проведение лабораторных исследований и инструментальных измерений на границе СЗЗ территории морского порта Выборг и в ближайшей жилой застройке.

На сегодняшний день, по результатам вышеперечисленных мер, превышений не выявлено, а дополнительные системы и устройства пыле- и шумоподавления будут внедряться по мере необходимости.

Беспокойства и помехи для тех, кто живет рядом с проезжей частью, трамвайными и железнодорожными путями и аэропортами, в виде шума, вибрации и пыли не являются нарушением общественного покоя и порядка, потому что деятельность, связанная с перевозкой людей и грузов, ведется в интересах всего общества.

Наверное, мы не ошибемся, сказав, что промышленные и производственные предприятия служат тем же самым интересам, повышая уровень экономического благосостояния государства.

Денис ГИЛЬМАНОВ

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также