Олеся Шигина, позывной «Мама», или Как навестить сына на Донбассе

Олеся Шигина, позывной «Мама», или Как навестить сына на Донбассе
1580

«Отважные мамы» — так назывался фильм, который показали 8 марта в кинотеатре «Выборг Палас» в рамках Первого международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству». Речь в нем — о мамах, которые приезжают на фронт, чтобы увидеть своих сыновей.

Всего в проекте «Отважные» четыре фильм. Вернее, пока четыре, потому что будут новые картины. Режиссер-документалист, поэт, руководитель культурных проектов «Комитета семей воинов Отечества» Олеся Шигина рассказывает: когда сын добровольцем ушёл на фронт, она решила разобраться, что же происходит на Донбассе, и поехала туда сама. Без страховки и поддержки, на свой страх и риск. Там родилась идея проекта — снять киноэпопею о специальной военной операции на Донбассе, показав её с разных точек зрения, но не показывая военных действий.

Первый фильм из серии «Отважные» буквально проложил путь русской военной документалистике. На встрече Владимира Путина с матерями, сыновья которых воюют на Донбассе, она сказала президенту, что документальному военному кино путь везде заказан. Это, кстати, известный факт, который касается не только кино, но также поэзии, литературы, других видов искусств, посвященных патриотической донбасской тематике. Обращение дало результат. Указом президента создан фестиваль «Кино на службе Отечества», и сегодня «Отважных» посмотрели 150 тысяч человек в 27 регионах России.

— 8 марта каждая женщина хотела бы провести с любимым, но не все любимые рядом, — обратилась Олеся Шигина к собравшимся. – Наше внимание обращено к женщинам, которые ждут своих мужчин с фронта и которые будут ждать их вечно. Мне кажется важным, что в зале наше духовенство, потому что именно русская православная церковь может дать матери стержень, надежду, понимание, как ждать и почему всё не зря.

Фестиваль получил благословение патриарха Московского и всея Руси Кирилла и был поддержан руководством Выборгской епархии. В Ленинградской области показы прошли в Тосно, Всеволожске, Янино, Сосново. Открывая фестиваль в Выборге, епископ Выборгский и Приозерский Варнава благословил доброе начинание.

— Мы рады приветствовать Олесю Шигину с её удивительным и очень важным в жизни нашей страны фестивалем, который повествуют о том, что происходит на самом главном направлении нашей повестки дня, — сказал владыка. – Сегодня наши воины отстаивают русские духовные ценности, русский культурный код. Кто-то сегодня живет так, как будто ничего не происходит. Но чем скорее придет отрезвление, тем быстрее придет победа. А победа – это будущее наших детей. Поэтому так важно рассказывать всем, почему люди на Донбассе отдают за нас с вами свое здоровье, энергию и жизни.

В зале «Выборг Паласа» собралось не так много зрителей: курсанты, школьники, участники «Движения первых», ветераны, люди, для которых Донбасс – не просто географическое название. Но просмотр вряд ли оставил кого-то равнодушным. Ласковое сентябрьское солнце, убранные поля, черные подсолнухи. Несколько женщин едут по ростовской сентябрьской дороге по направлению Донецка. Они все – из «Комитета семей воинов Отечества». Как говорит Олеся Шигина, это мамы, которые делают всё, чтобы победа пришла как можно скорее. Кстати, три фильма Олеся снимала одна. Операторы отказывались ехать на фронт. Только на четвёртый фильм с ними, как говорит Олеся, просто взял и поехал Георгий Денисов. За что ему честь и хвала.

Мама всегда мама. И даже, когда сыну за двадцать, он остается сыном. Поэтому так радуются три женщины, встретившись на прифронтовых дорогах с сыновьями. И что удивительно – почти случайно! Олеся Николаевна рассказывает, что пока ездила на фронт, ни разу не встретилась там со страшим – Никодимом. И в этот раз они чуть не разминулись: она направлялась к ярославским артиллеристам, он – в отпуск. Только позвонив командиру сына, узнала, что они буквально в десяти километрах друг от друга.

Съёмочная бригада приезжает в локацию, где базируются ярославские парни, бойцы РСЗО. Удобные блиндажи, много продуктов, земляки постоянно присылают гуманитарку и техническую помощь. Как обычно, есть прибившиеся животные, и не просто собаки или кошки, одному бойцу посчастливилось найти черепашку. Помогают местной жительнице, которая осталась совсем одна. Почти все мобилизованные, почти все были ранены, все вернулись в часть. Рассказывают, почему воюют. Если коротко – за правду.

И кажется, благодать, но линия фронта всего в пяти километрах, туда, в зону боевых действий, бойцы выезжают по приказу. Выехали – отработали – вернулись. 30 секунд даётся на то, чтобы убраться с места стрельбы. Не все возвращаются.

Перед показом фильма Олеся попросила военных из зала поднять на сцену портреты. Так они и встали – как будто в почетном карауле: наши будущие защитники с теми, кто уже воюет, и кто не вернулся. Галерея портретов называется «Уголь земли русской». Автором этой идеи стала дочь режиссёра – Виринея Шигина.

В художественной академии, где училась моя дочь, она столкнулась с тем, что художники остались совершенно глухими к происходящим сегодня трагическим переломным событиям, — рассказывает режиссёр. – Будучи художником по костюмам в театре и кино, она не смогла шить платья с рюшечками для коломбин. Ей хотелось, чтобы художественный мир откликнулся на ту боль, которая сейчас кровоточит на фронте. И она начал писать портреты наших героев. Первым стал донецкий парень с позывным «Байкал».

Прошлой осенью был запущен художественный конкурс «Уголь земли русской», к которому уже присоединились художники из более двадцати регионов – Бурятия, Сахалин, Якутия, Алания, Дагестан, Ленинградская и Рязанская области. Первый конкурс завершился, а выставка работ победителей прошла в феврале в Музее Победы.

Сейчас в проекте — сто работ. На сцене – десяток. Каждый из них написан профессионально, с любовью и достоин места в Русском музее или Третьяковской галерее, уверена режиссёр. Вот простой луганский парень, танкист, его любят рисовать художники. Боец с позывным «Волга», родом из города Кашин, Тверская область. Позывной «Кок», любимый командир, который никогда не оставлял своих подчинённых. Из Белгорода, трое детей. Орёл из Волгограда, полк «Бессмертный Сталинград», доброволец.

— Пора уезжать, и вдруг моя камера цепляет это прекрасное лицо, и я понимаю, что он должен хоть что-то мне сказать, — вспоминает Олеся Николаевна. – За что воюешь, спрашиваю? За дочь, моя родина – это моя дочь.

Оказывается, мама умерла в 10 лет, он воспитывал дочь один. Ровно через год Орёл погибает. Ребята из полка просят найти те несколько минут записи. Когда дочь её увидела, она позвонила мне в слезах и призналась: «Отец был сдержанным человеком, вы мне подарили понимание, как он меня любил». Теперь она помогает нам на фестивале.

— Девочки, рекомендую вам идти в госпитали и помогать парням выкарабкиваться из тяжелых состояний после ранений. Просто прийти, посидеть, поговорить, — обращается режиссёр к женской половине зала. – Эти герои, готовые побеждать на поле боя, раненые, становятся беспомощными как дети. Парни выздоравливают намного быстрее, когда с ними рядом кто-то есть.

Сама Олеся Николаевна всегда в окружении, если не физическом, то виртуальном, детей (их пятеро), друзей, бойцов, их мам, девушек, которые заражаются её идеям, становятся частью её жизни, нареченными сыновьями и дочерями. Кстати, её позывной на фронте – «Мама». Точнее не скажешь.

Ольга РОГОЗИНА

 

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также