О Выборгском заливе – с бывалым моряком

О Выборгском заливе – с бывалым моряком
2472
Современный порт «Йоханнес» размещается на историческом месте

Главный водоем нашего края, конечно, Выборгский залив – глубоко вдающийся в берег в северной части Финского залива Балтики.

У входа в залив находится длинный и узкий полуостров Киперорт. По одну его сторону залив сильно расширяется к юго-востоку и покрыт множеством островов. К западу от Выборгского залива начинается полоса настоящих шхер, в северной части расположен полуостров Лиханиеми. Островами Гвардейский и Твердыш в северной части залива выделяется бухта Защитная.

О фарватерах Выборгского залива, его шхерах и других достопримечательностях нашему корреспонденту рассказал яхтсмен с многолетним стажем Андрей НЕКРАСОВ. Когда-то он жил в большом городе, но в свое время перебрался в Выборгский район.

– Занимаясь яхтингом, я часто ездил в Швецию и Финляндию морским путем, потому что там инфраструктура водного туризма весьма развита. По своей живописной природе прибрежная Финляндия напоминает Выборгский залив, только там вода более соленая и прозрачная из-за каменистого рельефа берегов, а у нас торфяные и болотистые почвы, поэтому вода более темных оттенков.

По словам моего собеседника, яхтсмену в Санкт-Петербурге скучно: дамба перекрывает акваторию, малые глубины, пологие отмели, тянущиеся вплоть до пролива Бъёркезунд, из-за чего нет чувства моря и красоты природы. Поэтому Андрей Некрасов с единомышленниками решил в наших краях организовать стоянку для судов и выбрал Выборгский залив в районе поселка Советский (с 1969 года на месте нынешнего порта «Йоханнес» размещался причал № 46). Свое решение обусловил тем, что в этом месте соблюдены все условия для стоянки маломерных судов и яхтенного клуба: закрытая акватория, достаточные глубины в месте стоянки, проложенный фарватер и поселок, откуда можно подвести коммуникации, где можно найти аптеку или магазин, имеется хорошее транспортное сообщение. 

– В Выборгском районе несколько портов, в которые заходят грузовые и нефтеналивные суда, соответственно, имеется большой корабельный фарватер на Транзундском рейде, обеспеченный навигационной обстановкой, и несколько вспомогательных. Обслуживает фарватеры гидрографическая служба. Причем, большие суда проходят по Выборгскому заливу только в сопровождении лоцманов. Встреча их осуществляется в районе островов Вихревой и Маячный.

Глубины нашего фарватера позволяют заходить судам океанского класса, его ширина – величина условная, например, в районе Транзундского рейда местами от ста до пятисот метров. Вдоль него – маяки, в районе портов – навигационные башни. Рельеф залива опасный: чуть сбился с курса и можешь сесть на мель, называемую моряками банкой, а то и разбиться о подводные рифы. В среднем осадка яхты (подводная часть) достигает 1,5-2 метров, а местами встречаются банки на глубине менее метра.

– Современные моряки пользуются специальными навигационными приборами – картплоттерами, а когда я начинал ходить на яхте, такой техники не было, вычислить, где ты находишься, можно было только приблизительно. Однако ориентироваться по навигационной обстановке необходимо уметь и сегодня, ведь техника может подвести.

В порту «Йоханнес» глубина достигает пяти метров, а ведут сюда, помимо большого, еще два старых финских фарватера, из них один – обозначен навигационной обстановкой. Эта акватория полюбилась и другим яхтсменам: помимо одиночных и семейных туристов, каждый год вблизи Советского проводит сборы яхтсменов Академия парусного спорта Санкт-Петербурга и проходят соревнования «Оптимисты Северной столицы». Андрей Некрасов также утверждает, что Выборгский залив богат рыбой, здесь водятся окунь, лещ, судак, щука, плотва, густера. Так что сюда можно заходить и за уловом, и за тихим пляжным отдыхом, и за впечатлениями от природных красот. 

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также