Наша история: Сад скульптур

Наша история: Сад скульптур
1368
Волк Виктора Димова одна из самых популярных скульптур

Благоустройство, которое сейчас проходит в Саду скульптур, вызвало всплеск интереса к этому месту. В связи с чем и когда здесь появились статуи? Кто их автор? Почему такой сквер был открыт именно в Выборге? Об этом – в публикации.

Находящийся на перекрёстке Леншоссе и улиц Вокзальной, Акулова и Куйбышева сад открыли летом 1988-го года. Событие было приурочено к скульптурному симпозиуму-пленэру Союза художников России. Его инициатором стал известный ваятель Виктор Димов. До переезда в Выборг Виктор Павлович жил в Киргизской ССР, в столице которой Фрунзе проходил аналогичный творческий слёт скульпторов. Городские власти благосклонно отнеслись к идее мастера. Организацией симпозиума занимался исполком Выборгского городского Совета народных депутатов. Решение текущих вопросов взяло на себя производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства под руководством Анатолия МАНУЙЛОВА.

В Выборг приехали 10 скульпторов, входивших в Ленинградское отделение Союза художников РСФСР. Их, кроме выступлений и диспутов, ждала практическая работа: изготовление в соответствии с договором фигур из гранита по своим эскизам. Местом, где творцы могли бы их разместить, и выбрали безымянный тогда сквер.

В финском Выборге до конца 1930-х годов земельный участок был застроен одно- и двухэтажными деревянными домами. Генеральным планом Выборга 1929 года предполагалась перепланировка участка с прокладкой через него улицы Мюллюмяенкату, которой предстояло стать частью проектировавшейся широкой автомагистрали, ведущей к Вокзальной площади. Именно поэтому здесь и не строили многоэтажные дома. Реализации проекта помешали военные действия, в ходе которых деревянные здания сгорели. Сквер остался незастроенным.

В состав творческого десанта, прибывшего в Выборг летом 1988 года, вошли десять скульпторов. Руководителем, точнее, комиссаром симпозиума стал Виктор Димов. К услугам мастеров предоставили производственные площадки Каменногорского карьероуправления и пустующие площади завода «Электроинструмент» на Крепостной улице (само предприятие к тому времени переехало в промзону в Лазаревке).

Виктор Димов работает на "Волком"

Материалом для изготовления скульптур послужил серый гранит «рапакиви», добываемый на карьере. Тематику работ специалисты охарактеризовали как «условные и обобщённые формы, представляющие собой образы труда, творчества, отдыха, а также литературных персонажей».

Статуи «Орфей», «Кузнец», «Коленопреклонённый» и «Отдых» создали Юрий Евграфов, Станислав Задорожный, Евгений Марышев и Вячеслав Полозов. Автором «Поющего камня» стал Салман Асламов, «Песни» - Тарверди Гулиев. Скульптор Анатолий Богачёв представил на суд экспертов и горожан фигуры «Улитана» и «Отдых у моря». Лев Сморгон воплотил в граните образ «Строителя», а Виктор Димов создал фигуру «Волк». Как рассказывал сам мастер, это, возможно, одно из лучших его произведений. Ваятелям помогали профессиональный каменотёс-гранитчик Михаил Сафонов вместе со своим напарником по фамилии Чернов (его имя, к сожалению, не удалось узнать).

Ещё две фигуры в сад не попали, но не остались невостребованными. «Мальчик с кошкой» авторства Лёвы Бейбутяна расположился на набережной Большого Ковша, а статуя «Волна» Николая Хромова – на территории санатория-профилактория Выборгского судостроительного завода в посёлке Зимино.

К сожалению, с некоторых пор количество скульптур уменьшилось. Неизвестные похитили работу Льва Сморгона. Лев Наумович, между прочим, известен не только как скульптор. Он ярко проявил себя в живописи, графике, искусстве изготовления монет и медалей, росписи детских игрушек. Особенность фигуры «Строитель» была в том, что она состояла из трёх частей. Найти злоумышленников и узнать судьбу скульптуры, к сожалению, так и не удалось.

Фигуру «Строитель» так и не нашли

Ну а остальные работы находятся в саду, после окончания благоустройства которого они снова предстанут перед выборжцами и гостями города – преображенными и обновлёнными. Скульптуры стали подарком Выборгу и служат напоминанием о ярком, интересном и, без преувеличения, уникальном событии – симпозиуме-пленэре 1988 года.

Сергей КАРСАКОВ

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также