Мы приняли последний бой под Суомуссалми
Сергей Диковский являлся одним из наиболее ярких представителей журналисткой среды своего времени. Выбранной профессии он не изменил до конца своих дней.
От курьера до журналиста
Свою работу в периодической печати Диковский рассматривал как связь с повседневной жизнью, которая давала подпитку его литературному творчеству. «И как-то, в сущности, почти незаметно произошло превращение талантливого информатора, коллекционера фактов в превосходного новеллиста, обладающего точным и выразительным языком, мастера человеческих характеристик и занимательных сюжетов. Но и выросши из газетного очеркиста в настоящего художника Сергей Диковский остался верен себе в одном, – все о чем он рассказывал читателю в своих повестях и рассказах, увидено им самим и передано правдиво, изображено ясно и точно», – писал о нем советский литературовед, поэт и редактор А.Тарасенков.
Родился Сергей Диковский в Москве, в 1907 году, в семье учителя. Детские годы провел на Украине. В 1924 году заканчивает девятилетку и начинает самостоятельную трудовую жизнь.
В гуще жизни
Прежде чем стать журналистом он сменил около десятка профессий – был курьером, хористом в опере, расклейщиком афиш, носильщиком на вокзале, библиотекарем. Его товарищ А. Макаров пишет об этом времени так:
«Частая смена профессий вряд ли вызывалась только свойствами характера Диковского – в начале 20-х годов это явление было характерно для молодежи, вышедшей из интеллигентной среды. В подымающейся из разрухи стране еще не было ликвидирована безработица, и приходилось браться за любую работу, прежде чем человек обретал постоянное место в жизни. Но в этой смене профессий была и своя положительная сторона – он накапливал разнообразные впечатления, практически знакомился с жизнью, перестраивающейся во всех областях на новый лад».
В 1925 году приступает к работе в качестве репортера газеты «Красное Черноморье», затем становится фельетонистом. Через некоторое время уже заведует отделом в газете «Молодой ленинец». Вскоре оказывается в Хабаровске, где работает на радио. И вот перелом в жизни писателя – его призывают в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии, где он наблюдает и фиксирует в своей памяти богатейший человеческий материал. Видит, как разнообразные по своему характеру люди сплачиваются в единый коллектив, способный решать поставленную задачу.
Выбор в пользу армии
В 1928 году Сергей Диковский буквально в несколько дней напишет книгу, посвященную тому, как во время наводнения в Благовещенске красноармейцы спасали зерно, хранящееся в элеваторе. Эта была первая попытка запечатлеть героизм людей в борьбе с разбушевавшейся стихией. И это его первое произведение, где герои – люди армии. С этого времени литературное творчество Диковского посвящено военно-патриотической теме. Позже он напишет: «Чувствую, что основной темой на много лет вперед будет Красная Армия, с которой я очень сжился и которую полюбил».
В 1929 году принимает непосредственное участие в боях на КВЖД. Сначала в составе 106-го стрелкового полка, затем в качестве спецкора корпусной газеты «Отпор», позднее в партийном отделе газеты «Тревога». В эти дни появляются его первые рассказы: «В осином гнезде», «Бой», «Когда умолкли пушки…».
В 1930 году Диковский получает направление на японоведческий факультет Дальневосточного университета, после окончания его возвращается к работе в качестве разъездного корреспондента «Комсомольской правды» (1931-1934 г.г.), а затем и «Правды» (1934-1938 г.г.).
В эти годы активно печатается в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Молодая гвардия», «Наши достижения», «30 дней» и т.д. Выполняя редакционные задания, Сергей Диковский объездил практически всю страну. Он побывал на Украине и Сахалине, в Сибири и Средней Азии, на Камчатке и в Мурманске.
Не просто «человек с блокнотом»
Писатель Ю. Жуков отмечает: «Путешествовал ли он по пескам Каракумов с участниками знаменитого автопробега, отправлялся ли на парусный яхте в поход с ленинградскими спортсменами, ехал ли к строителям Харьковского тракторного завода или к золотоискателям Восточной Сибири, он прежде всего заботился о том, чтобы его не приняли за стандартного «человека с блокнотом», который сначала запишет, потом напишет. У Диковского идея всегда была тем главным ведущим, животворным началом, благодаря которому все то, что он успел написать за свою недолгую жизнь, приобрело поразительную жизненную упругость…».
Другой его товарищ по перу – С. Гехт пишет: «В те времена я нередко встречался на стройках с Сергеем Диковским… И я всегда наблюдал за ним с завистью…Он легко, умело знакомился с людьми, ему удавалось самое трудное, именно то, что казалось почти невозможным: сразу же вытравить из взаимоотношений писателя с героем – официальность. Мы бывали нередко в стороне от мира страстей, а Диковский оказывался в самом этом мире, он растворялся в нем и добывал самое ценное… Читая многие очерки, я видел в них тот же изъян, что и в своих. Я видел, что литератор не знает о предмете больше того, что описал – за очерком была пустота. А в очерках Диковского чувствовалась, что он купается в материале и что рассказанное им – выжимки из большого запаса наблюдений, знаний».
Куда бы он ни приезжал, везде пристально всматривался в людей, изучал их жизнь и заполнял страницы своих блокнотов бесчисленными заметками. Одни из них послужили материалом для очерков и корреспонденций в газетах. Другие – для рассказов и повестей.
В 1934 году Сергея Диковского принимают в члены Союза писателей. И в это же время его как корреспондента «Комсомольской правды» направляют за рубеж. Он работает в Швеции, Дании, Эстонии и Финляндии. Ряд его очерков об этих странах были помещены на первой полосе газет, а это признание таланта автора.
И на Тихом океане…
Но тянуло Сергея Владимировича на Дальний Восток: «16 лет путешествую по земле, воздуху и воде в поисках настоящей книги о настоящих людях… Но больше всего привлекает меня Дальний Восток, край необжитой, просторный, где растут по соседству виноград, березы и ели; где работать трудно и радостно».
В это время он подружился с пограничниками и был навсегда покорен их высоким чувством ответственности, суровой, наполненной разного рода неожиданностями жизнью. От пограничников требовалась сила воли, мужество и выносливость. И неудивительно, что лучшие произведения Сергея Диковского посвящены пограничникам. Это повести «Патриоты» (1937 г.), «Застава Н» (1932 г.), «Комендант птичьего острова» (1941 г.), «Егор Цыганков» (1940 г.).
Большинство сюжетов его произведений взято из жизни морских и «сухопутных» пограничников Дальнего Востока. Все книги написаны просто, со строго отобранными деталями – это рассказы о буднях команды пограничного катера «Смелый»: люди выполняют свою работу просто, без рисовки, как нечто естественное, обыденное.
Последний рассказ, который был опубликован при жизни Сергея Диковского – «Бери-Бери» (1939 г.).
Его последняя атака
Когда наступает грозная пора, он в качестве специального корреспондента «Правды» отправляется на Советско-Финляндскую войну, в Карелию. Работает в армейских газетах «На страже» (8 армия), «Героический поход» (9 армия), его публикации посвящены бойцам и командирам.
В декабре 1939 года С. Диковский находится в рядах 44 стрелковой дивизии, которая попала в окружение под Суомуссалми при прорыве «котла». Точную дату гибели писателя пока установить не удалось – в последний раз его видели живым 6 января 1940 года, когда он вместе со своим подразделением готовился к атаке.
Мирхат МУСИН, член исторического клуба Ленинградской области
Читайте также
-
Главная задача оперштаба Ленобласти – безаварийное прохождение праздничного периода
-
Антимонопольщики предупредили ретейлеров о недопустимости роста цен в предновогоднее время
-
В Выборге проходит турнир по боксу памяти основателя «Фаворита»
-
Ильичево Выборгского района избавили от задымления
-
Надежда, Рябиновый полуостров, Селезнево – новые названия железнодорожных остановок
-
В Приморске Выборгского района задержали мужчину, который поджег детские коляски