Монолиты, пролежавшие в воде два века, теперь на суше

Монолиты, пролежавшие в воде два века, теперь на суше
2020
Монолиты, пролежавшие в воде два века, теперь на суше

На территории Выборгского района имеется немало артефактов, и время от времени они извлекаются из небытия. Мы уже писали о проекте ВЦ «Эрмитаж Выборг» - на территории возле бастиона «Панцерлакс» предполагается разместить музей под открытым небом. Наш корреспондент присутствовал при извлечении из бухты возле поселка Балтиец каменных колонн, затонувших здесь лет 200 лет назад.

Институт истории материальной культуры проводит здесь подводные исследования, тут же работает фирма, имеющая большой опыт подъема затонувших объектов. Колонны, предположительно предназначались для строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге и затонули во время транспортировки на барже.  

Первые попытки поднять затянутые песком и илом колонны приходятся на 1955 год, но тогда от этой затеи отказались. То ли время ещё не пришло, то ли побоялись, что колонны расколются, чего, кстати, опасались многие эксперты и сегодня. Но на состоявшемся по инициативе комитета по культуре и ВЦ «Эрмитаж-Выборг» совещании у заместителя председателя правительства Ленинградской области Николая ЕМЕЛЬЯНОВА проект был поддержан.  

- Мы предложили единственно разумное решение, не предусматривающее взрывание скалы, на которой сохранялись колонны, - рассказывает управляющий АНО "Национально-аварийно-спасательное агентство" Игорь Матюк. - Только седьмая их часть была на поверхности. Сначала водолазы убрали все камни, осторожно отмыли колонны от песка, завели под них транспортную ленту. Разобрали все фрагменты баржи и подняли их на берег, как и 23 каменных блока, которые тоже имеют историческое значение. Этим освободили пространство для транспортировки. Для того, чтобы не повредить тяжелые монолиты, выкатывали их с помощью системы «Полиспас», которая позволяет лебедке увеличить мощность до 45 тонн.  

Самое сложное – не повредить колонны при погрузке и транспортировке. По специальным чертежам были изготовлены ложементы, которые берут на себя весь вес при погрузке колонн. Кран при этом подхватывает не сами колонны, а поддоны. Транспортировка по воде невозможна из-за мелководья, везти  приходится только на авто, причем с максимальной осторожностью т.к. дорога, ведущая к берегу, в очень плохом состоянии.

Как рассказал Игорь Матюк, про колонны он узнал, когда искал танк для центрального Военно-морского музея. Приехав сюда, совершенно случайно нашли затонувший бронекатер весом 150 тонн (это будет уже следующий проект).   

Что касается затонувшей баржи, то эксперты сделают радиоуглеродный анализ фрагментов судна, что позволит определить его возраст и соответственно время случившегося. Есть версия, что незащищенное от ветра судно вынесло тогда на мелководье.

Недалеко от бухты видны длинные молы, ведущие к заброшенному гранитному карьеру.

- На этой большой каменоломне, наверное, могли трудиться несколько сотен человек одновременно, здесь можно было вырубить все колонны даже для Исаакиевского собора. Камень обрабатывали - превращали прямоугольные бруски в цилиндры. Как это делали без шлифовальных машин или без дисков, остается только догадываться, - делится размышлениями участник информационной поддержки проекта, кинорежиссер Олег ТЕПЦОВ.

Кроме этого полуострова под названием Бычья голова, нет рядом другого места, откуда могли быть взяты эти колонны. Почему затонуло судно, неизвестно. В Финском заливе есть так называемые мелкие волны, и если длина волны совпадает с шириной судна, то создается резонанс. Возможно, дело в том, что вес баржи был достаточно велик, и её могло просто раздавить.

Теперь фрагменты судна, имеющие историческую ценность, пропитают специальными составами, и она тоже станет музейным экспонатом.

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также