Кто обеспечивал путеводный ориентир?

Кто обеспечивал путеводный ориентир?
69

Одна из редких сегодня профессий – смотритель маяка. Между прочим, в свое время она считалась героической. Об этом и многом другом рассказывает экспозиция «Маяки – морской свет надежды на Балтике».

Автор выставки – выборгский краевед и историк Артём ПАСТУХОВ. Он также является создателем проекта «Профессия – подвиг. Смотритель маяка», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Наши читатели знают Артёма ещё и как координатора направления «Моя История» областного отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», а также одного из лучших краеведов страны, работающих с молодёжью. В одном из интервью он как-то сказал: «Работа с молодёжью – это не преклонение перед пеплом, а передача огня».

Но вернёмся к маякам и их смотрителям. Год назад, к годовщине создания маячной службы, Дню специалистов минно-торпедной службы и Всемирному дню гидрографии экспозиция уже была представлена в выставочном зале Дома молодёжи «Выборг – город воинской славы». На этот раз автор дополнил её интересными биографическими подробностями династии смотрителей маяков на островах Нерва и Соммерс.

– На одном из представленных портретов мы видим основателя династии – Егора Семёновича Садовникова, – рассказывает Артем. – Он родился в 1818 году в Кронштадте. В годы Крымской войны оборонял крепость Свеаборг от англо-французской эскадры, кавалер многих наград.

После военной службы Егор Садовников служил смотрителем маяка на Соммерсе с 1861 по 1898 год, до своих последних дней. Его сменил сын Михаил, бывший до этого «маячником» на острове Нерва, а на место брата пришёл Сергей Егорович. Артём Пастухов отыскал семейное фото Садовниковых, сделанное на Соммерсе примерно в 1908 году, когда семьи братьев встретились.

Как и отец, Михаил Садовников отмечен наградой «За спасение погибавших», а также в 1915 году удостоен звания потомственного Почётного гражданина Российской Империи, о чём писали «Сенатские ведомости», издававшиеся в Петрограде.

Труд смотрителя маяка не столь лёгок и романтичен, как может показаться. Два века назад источником энергии для светильников служило масло, затем – керосин, которые доставлялись наверх вручную. Для того, чтобы во время работы маячник не угорел в фонарной части башни, она венчалась специальной вентиляционной конструкцией. Смотритель должен был следить не только за полнотой ёмкостей с горючим, но и за чистотой стёкол, постоянно, в любую погоду протирать их от копоти.

– Маяки должны гореть всегда, днём и ночью. Их тушили только на время войны,  – поясняет Артём Пастухов, – как, к примеру, когда во время Крымской войны в Финский залив вошла англо-французская эскадра.

Презентация выставки проходила в дни памяти о 80-летии окончания первого этапа Выборгской наступательной операции. Примечательно, что 20 июня 1944-го в ходе Бьёркской операции десант моряков Краснознамённого Балтийского флота высадился на остров Нерва, расположенный недалеко от входа в Выборгский залив. Это крохотный скалистый клочок суши размером 380 х 290 метров, но владение им позволяло обеспечить прикрытие нашим морякам.

Артём Пастухов также представил свою новую книгу-альбом, в которой собрана вся информация о смотрителях маяков и о самих навигационных ориентирах, расположенных в Выборгском заливе и на Ладоге, экземпляр которой получила в подарок и наша редакция

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также