Кто лучше: отпадная чувиха или клевая телочка?

1892

Как часто слышим мы слова: «Молодежь пошла не та», «Мы в свои годы так не выражались…». Выражались, может и не так, но не менее экспрессивно, просто по-другому.

Молодежный сленг иногда приводит в негодование старшее поколение, родителей, педагогов, ведь вместо общепринятого «хорошо» из уст юношей и девушек летят «зашибись», «улет», «отпад» и подобные словечки.

Двадцатый век оказался чрезвычайно интересным не только для историков, но и для лингвистов. За эти сто лет русский язык претерпел масштабные изменения: две крупные социальные встряски - революция и перестройка затронули не только народ, но и язык. Под влиянием происходящего русский язык изменялся сам, и, кроме того, на него целенаправленно воздействовала власть, ведь язык был ее мощным орудием.  И молодое поколение, как губка, впитывало все, что происходило в стране.

В разные периоды развития общества разным был и язык. Первая мировая война и революция  1917 года, а также и последовавшие за ними гражданская  война и разруха наполнили язык криминально-хулиганскими «блатными» словечками: щипач  (вор-карманник), клетаться (думать, размышлять), досямкал (понял). Именно  так  и   говорили  довоенные  беспризорники  - подростки,  выброшенные  из  нормальной  жизни  и  создавшие  в своей  среде  новый,  во  многом  условный,  а  главное,  непонятный  посторонним  язык.  Иным  же  носителям  языка  подобные  словечки казались  экзотическими  и  оттого  привлекательными.

Вторая мировая война. Собственно, почти все повторилось опять: казенные дети (суворовцы и нахимовцы), беспризорники, безотцовщина. У многих речь была неряшлива, отрывиста, перегружена лишними словами. В то время возникли возвратные глаголы типа: штудироваться (учиться), вашиться (мыться), хайлиться (здороваться).

Зато в 50-е на улицы вышли «стиляги». В  моду  вошли  брюки-дудочки,  набриолиненный  кок  и словесные  изыски:   Бродвей  - центральная улица города, место встреч стиляг, чувак - «свой» парень, стиляга, фазер, мазер - родители стиляги, «манюшки» – деньги.  А сами стиляги называли себя «штатниками», т. е. людьми, копирующими моду США, соответственно это все и способствовало внедрению в язык стиляг заимствований из американского сленга. И тот самый чувак – это Человек Уважающий Высокую Американскую Культуру.

На смену стилягам пришла культура хиппи, которая  сформировала свой сленг на основе английского языка. Примеры таких слов: «ксивник» (маленькая сумочка для переноски документов), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера). А некоторые, пережив время, до сих пор остались в активном употреблении: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен» и другие.

Развал СССР изменил и лексику. Окончательно рухнул «железный занавес». Не стало официальной морали.  Язык менялся естественным образом, но в худшую сторону. "Беспредел", "общак", "стрелка", "тусовка", "стволы", "путана", "зелень" - все это хлынуло из зон, притонов и подворотен на страницы газет и на телевидение. Все это обсуждалось и использовалось юмористами, политиками, правителями, бизнесменами, обозревателями.

2000-е годы – годы тотальной  компьютеризации, развитие Интернета, свобода слова  - всё это оказывает большое влияние на молодёжный язык. И это, кстати, продолжается до сих пор. Начиная с «авы»  и заканчивая современным «хайпом» и «мемом», мы двигаемся к полному изменению молодежного сленга, на который влияет компьютеризация, огромное количество заимствований и стремление укоротить слово.

Сленг существовал всегда, но, наверно, никогда еще он не проникал так широко в литературный язык, как сейчас. Сленговые словечки стали своего рода «модой», они звучат везде, засоряя и обедняя речь современников, особенно молодежи, подростков: «Я хотел типа слинять…»; «За штуку ништяк оттопыримся…»; «Да он типа меня кинул» и т.д. В наше время такие слова можно услышать там, где им не должно быть места: в речи политиков, в выступлениях государственных чиновников. Особенно много и обильно употребляется оно в прессе, на телевидении.

Изменение ценностных ориентиров, отсутствие строгих требований к речи, отказ от живого общения - вот главные факторы активности подобной лексики. 

Молодежный сленг в первую очередь заслуживает осуждения за примитивность, заниженность литературного языка, его загруженность просторечиями. Как пример употребление суффиксов  в личных именах  -Димон, Юрец, Толян и т.п. Все эти приемы – осознанный выбор. Речевое поведение  также как и социальная жизнь людей регулируется нормой или антинормой. Современный молодежный жаргон, к сожалению, выбирает антинорму.

Любой молодежной субкультуре сленг — это один из способов самовыражения. Все проходят через тот возраст, и молодежный жаргон – голос тех, кто вершит будущее нашей страны.

Никита Стахурский

 

Читайте также