Как ремонтировали паровозы полтора века назад

Рабожие железной дороги в двадцатом веке
1599
Рабочие машинного цеха Выборгских мастерских, 1936 г. Фото: Железнодорожный музей Финляндии

(Начало статьи читайте здесь)

Помимо решения трудовых вопросов профсоюз устраивал для членов ячейки досуговые и просветительские мероприятия. Уже с первых лет существования профсоюз располагал библиотекой, при нем действовала комиссия по организации свободного времени и певческий клуб. Ячейка уделяла большое внимание работе по улучшению зарплат и условий труда работников мастерских, но при этом находила время и для демонстрации солидарности с другими бастующими профсоюзами.

В первые годы количество членов профсоюза сильно колебалось, но организация не сдавалась. Профсоюз получал от работников внутризаводские предложения, а затем в координации с ячейками других железнодорожных предприятий ходатайствовал об изменениях и реформах перед Железнодорожным ведомством. Еще одна важная задача состояла в том, чтобы поднять уважение к труду и к рабочему классу на такой же уровень, которого удалось добиться в части оплаты труда, рабочего времени, отпусков и пенсий.

По мере отступления Великой депрессии и открытия пригородного сообщения в 1930-е годы работники мастерских принялись строить собственные дома в 10 км от Выборга в пос. Сяйние (Черкасово), где была открыта остановка Тюннинен, и далее вдоль линии пути вплоть до пос. Перкъярви (Кирилловское), что в 30 километрах от города. Эти заводчане ездили на работу на поезде.

Мастерские в военное время 1939-1944 гг.

В конце 1930-х угроза вой­ны стала ощущаться все явственнее. Люди ожидали войну, боялись ее и одновременно надеялись, что она все же не начнется. Но в итоге события развивались именно так, что на время ночных смен окна цехов приходилось закрывать картонными листами.

Мастерские, расположенные при главной железной дороге и возле вокзала, служили важным элементом транспортной системы и поэтому в первый же авианалет бомбы были сброшены между паровозоремонтным и вагоноремонтным цехами. Взрыв выбил окна и снес картонную светомаскировку. Тем не менее рабочие получили приказ выйти в ночную смену. Все станки и движимое имущество мастерских были погружены в вагоны и отправлены на другие предприятия. Затем рабочие опустевших цехов получили предписания о том, на какие заводы их переводят. Часть их осталась в депо для обслуживания паровозов в военное время.

Возвращение в мастерские состоялось в конце 1942 года. Следы войны были очевидными, половина паровозоремонтного цеха лежала в руинах. Первым делом рабочие принялись монтировать старые и новые станки и только затем смогли приступить к ремонту локомотивов. Поскольку были утрачены и станки, и часть помещений, мастерские уже не могли выполнять работы в прежнем масштабе. На предприятии работала всего сотня человек, в помощь которым были приставлены военнопленные.

Паровозное депо после пожара

Мастерские продолжали работу на фоне военных действий до тех пор, пока в июне 1944 года фронт не начал приближаться к Выборгу, и тогда мастерские были уже окончательно эвакуированы. Финский период истории Выборга закончился. Часть работников отправилась в места предыдущей эвакуации. Последние из них были переведены в ремонтное локомотивное депо города Хювинкя, основанное как филиал вагоностроительного завода Хельсинки.

Марина БЕРГСТРОМ,

Финский железнодорожный музей

Читайте также