Из истории мемориала в выборгском сквере Мужества

Из истории мемориала в выборгском сквере Мужества
1262
Из истории мемориала в выборгском сквере Мужества

В одной из недавних наших публикаций шла речь о митинге в честь памятной даты, который состоялся в бывшем Сержантском, а ныне сквере Мужества, переименованном после выполненной там реконструкции.

Мы не упомянули о том, что автором первоначального варианта памятника (стела с вертикальным разломом, символизировавшая раскол истории страны на «до» и «после») был Александр Генис. Известный выборгский краевед Евгений ФИЛИППОВ хорошо знал архитектора:

Александр Генис был известен в городе, имел хорошее профессиональное образование, обладал достаточным авторитетом в глазах конкурсной комиссии в районном управлении архитектуры во главе с Дмитрием ФРИДЛЯНДОМ.

В начале 90-х в Выборге был объявлен конкурс на проектирование памятника. Победил проект Гениса. А когда монумент уже был изготовлен на Каменногорском карьероуправлении, в фокусе внимания общества оказались более острые процессы – развал страны, попытка государственного переворота. Кураторы проекта от райкома комсомола обратились за помощью к Филиппову, руководившему в то время фондом «РРР» (реставрация, реконструкция, развитие).

– Мы поехали посмотреть на эти камни – несколько отдельных, похожих на бордюры глыб… Привезли их на место, где уже был подготовлен фундамент. Удалось раздобыть чертежи. Потом я обратился на судостроительный завод, и там изготовили оснастку для окончательной сборки.

Списки погибших ребят, по словам Евгения Васильевича, добывали в военкомате с трудом – это была секретная информация. В результате всех этих усилий в Выборге появился (возможно, даже один из первых в стране) памятник не вернувшимся из Афганистана солдатам.

Почему я так рьяно за это взялся? Ещё когда работал на судостроительном заводе, под моим началом трудился молодой парень Сергей Макаров из Рощино. Его призвали на срочную службу и отправили в Афганистан. Он был мало приспособлен к военным действиям, служил радистом, поскольку «на гражданке» работал с электронно-вычислительной техникой. Писал мне едва ли не чаще, чем родителям… К сожалению, так и не удалось узнать подробностей его гибели…

Это всё сидело во мне занозой. И вот осенью 1993-го мы открыли этот монумент. Слёз вдов и матерей было очень много…

В дальнейшем, после событий в Чечне, продолжает Евгений Филиппов, мемориал расширялся по проекту Александра Швера, появилась вторая стела и объединившая их полукруглая стена с венком, новые имена...

Александра Вениаминовича Гениса не стало в апреле 2018-го. Умер он после многолетней болезни в полной нищете, забытый всеми, кроме врача, соцработника и дочери. Был он человеком чрезвычайно интеллигентным, порядочным и скромным, несмотря на должность руководителя архитектурной мастерской в Выборгском филиале института «Ленгражданпроект», звания кандидата архитектуры, лауреата Госпремии РФ, члена Союза архитекторов СССР.

Три года назад мемориал у военкомата был реконструирован, сквер благоустроен. Здесь появились фонари, напоминающие по форме факелы, скамьи, площадку вымостили брусчаткой. Единственное, с чем не согласен Евгений Филиппов, так это с цветовым решением обновлённого комплекса. Он выполнен большей частью из серого гранита, приглушающего эмоции, тогда как чёрный камень, наоборот, придал бы памятнику большую торжественность.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также