Генетический код Выборга – величина неизменная, считает Ксения Губинская

Генетический код Выборга – величина неизменная, считает Ксения Губинская
1716
Генетический код Выборга – величина неизменная, считает Ксения Губинская

Несмотря на свою молодость, Ксения Губинская уже является главным специалистом Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, курирующим Адмиралтейский район. Но диссертацию свою она посвятила Выборгу.

- Я с детства часто бывала в Выборге. А история моего творческого профессионального взаимодействия с ним началась еще в вузе, когда я делала курсовую работу, а затем и защищала по городу дипломный проект. Увидев мою дипломную работу, меня и пригласили в комитет. Ксения Губинская

Параллельно со своей административной деятельностью Ксения преподает в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете на кафедре архитектурного и градостроительного наследия. По ее инициативе между ГАСУ и Выборгским музеем-заповедником заключено соглашение о сотрудничестве. В замке и в Художественно-промышленной академии им. Штиглица (которую Ксения тоже пригласила к сотрудничеству) уже проходили выставки дипломных проектов студентов, посвященных реставрации и приспособлению территорий, кварталов и объектов Выборга. Осенью в замке планируется новая подобная выставка.

На днях Ксения привезла в Выборг своих коллег-реставраторов, провела для них экскурсию по городу, а потом с этой «группой поддержки» пришла в замок, где и посвятила всех желающих в детали своей диссертации «Градостроительные традиции и особенности формирования историко-градостроительного генетического кода Выборга в XIII-XX столетиях». 

Корр.: - Что же это такое - «генетический код Выборга»?

- Понятие генетического кода применительно к городу придумано не мной. Первым его сформулировал исследователь архитектуры Алексей Гутнов. Заключается оно в том, что каждый город, как и человек, обладает определенным набором параметров, характеристик, которые были заложены при его основании и влияют на его дальнейшее развитие, структуру, облик застройки и даже на архитектурно-художественные элементы в декоре. Мой научный руководитель Сергей Владимирович Семенцов в своей диссертации вывел параметры генетического кода Санкт-Петербурга. Ну, а я применила это понятие к Выборгу.

Самой интересной его особенностью я считаю преемственность городской среды. Вследствие своей колоссальной истории Выборг представляет собой слоеный пирог. Здания уходили, приходили новые, но из века в век сохранялся ключевой смысл территорий. Например, ориентирование на городские доминанты, такие, как Часовая башня, происходило на всем протяжении развития городской среды, даже при формировании нового генплана 1861 года, и даже сейчас. А Южный, например, как был спальным районом, так и остается, хотя его застройка изменилась кардинально. И даже утрата застройки не говорит о том, что городская среда меняет свой генетический код, вычистить его напрочь невозможно. Ксения Губинская

Корр.: - Каково практическое значение вашей диссертации?

- Научной новизной моей работы является морфологическое зонирование Выборга по этапам его формирования. Под морфологическим зонированием подразумевается регламентный подход. В конечном итоге на его основе мы должны выйти на предложение о том, какая охранная и хозяйственная деятельность возможна в рамках той или иной среды.

Сейчас состояние нашего законодательства таково, что мы сохраняем отдельные объекты культурного наследия. Однако нужно осознать, что объект находится внутри среды, и воспринимать его отдельно от нее невозможно. Нужно исходить из истории формирования среды и того генетического кода, который в нее заложен. На данный момент такого подхода к сохранению Выборга нет.  

По определенным признакам - периоду формирования, параметрам застройки (высотность, материал), функциональному назначению среды, техническому состоянию объектов - я выделила морфологические зоны внутри города от крупных до детализованных, локальных.

Поясню на примере. Ядром всей исторической застройки являются замок и район Линнойтус. Это две крупные морфологические зоны, которые обладают своим набором параметров и характеристик. И мы должны исследовать их во взаимосвязи друг с другом, но отдельно. И отдельно прописывать для них предметы охраны.

Крупные морфологические зоны внутри своих границ делятся на кварталы, которые, в свою очередь, тоже обладают набором характеристик. Взять, к примеру, два соседних квартала № 15 и 16 – территорию от улицы Подгорной до улицы Новой Заставы, включающую кафедральный собор с Часовой башней, и территорию от улицы Новой заставы до улицы Красина. В сумме параметров их можно условно выделить в одну морфологическую зону, потому что эти два центральных квартала на территории Каменного города являлись административным центром городской средневековой застройки, их объединяет археологический культурный слой. Они разительно отличаются по функционалу и внешнему облику от других территорий, например, от района улицы Прогонной.

Корр.: - Как вы смотрите на Выборг? Пациент скорее жив?..

- Конечно! Я всегда так считаю и в какой-то степени даже боюсь реставрации. Реставрационные работы – это сложный процесс, который требует контроля, профессионализма проектировщиков, подрядчиков, где всегда присутствует человеческий фактор.

Корр.: - Что же делать?

- Искать выходы, чтобы учесть интересы людей и не навредить памятнику…

Записала Юлия Подскребаева

Читать все статьи автора Юлия Подскребаева

Читайте также