Фестиваль змеев и чай с вареньем, что ещё ждёт Монрепо с открытием музея Лихачёва?

Фестиваль змеев и чай с вареньем, что ещё ждёт Монрепо с открытием музея Лихачёва?
1894
Фестиваль змеев и чай с вареньем, что ещё ждёт Монрепо с открытием музея Лихачёва?

В конце ноября в гостевом доме Парка Монрепо откроется музей Д.С. Лихачёва.

28 ноября нынешнего года исполнится 115 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Имя этого выдающегося филолога, культуролога и искусствоведа хорошо известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Он был академиком АН СССР, почетным доктором университетов Великобритании, Франции, Чехии, Швейцарии и Венгрии. Активно боролся за сохранение культурно-исторического наследия России.

В музее предполагается разместить экспонаты, представленные внучкой ученого, Зинаидой Курбатовой:

- Этому событию предшествовала многолетняя работа. Я обращалась к чиновникам, направляла им письма с просьбой об открытии музея, посвященного Дмитрию Сергеевичу, но Петербург остался к этой идее равнодушен. Даже после вмешательства Валентины Матвиенко в 2016 году музей так и не появился. Спустя год открыли лишь небольшой центр в Румянцевском особняке.

В информационно-выставочном центре имени Д.С. Лихачёва, расположившемся на Английской набережной, представлена экспозиция, посвящённая основным этапам жизни и деятельности Лихачёва. Посетители могут увидеть рабочий стол и кресло из его кабинета, книги, документы и другие личные вещи. Однако Зинаида Курбатова считает, что этот центр - «мертворожденное дитя»:

- Там ничего не происходит, нет никаких событий, во всяком случае в социальных сетях жизнь центра не отражена, в интернете – тоже.

Этим летом внучке Лихачева удалось связаться с министром культуры РФ Ольгой Любимовой, которая сразу же откликнулась на просьбу об открытии музея. Далее последовала встреча с заместителем министра Аллой Маниловой. Первое, что та спросила: «Где бы вы хотели разместить этот музей?».

Я сразу подумала о Монрепо. Ведь это любимые места деда, кроме того парк получил статус музея только благодаря ему. Зинаида Курбатов

Говоря сегодня о Парке Монрепо, необходимо вспомнить имена людей, которые в далеких 80-х, стояли у истоков создания музея-заповедника и сумели настоять на переносе ЦПКиО имени Калинина в другое место. Это происходило в те времена, когда перед словом «Монрепо», которое иногда писали в скобках после ЦПКиО имени Калинина, стояла маленькая буква «б», что означало: бывший.

В состав общественного совета, который ставил своей задачей разработку технико-экономического обоснования создания музея-заповедника, вошли директор Выборгского филиала  института «Ленгражданпроект» Александр Швер, председатель Выборгского отделения Союза архитекторов СССР Дмитрий Фридлянд, председатель секции архитектурных памятников Выборгского отделения ВООПИК (Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры) Виктор Дмитриев и старший научный сотрудник ЛОГАВ, член архитектурной секции ВООПИК Эльга Абакшина. В работе принимал участие главный архитектор Выборга Анатолий Дычинский. Поддержала инициативу и ответственный секретарь местного отделения ВООПИК Валентина Кожекина.

О работе совета стало известно академику Лихачёву. Он поддержал программу действий и одобрил название: «Историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо».

В 1982 году Дмитрий Лихачёв приехал в Выборг на организованное советом совещание архитекторов, на котором присутствовали представители советского и партийного руководства города. Дмитрий Сергеевич тогда привёз с собой несколько экземпляров своей книги «Поэзия садов», одна из глав которой была как раз посвящена Монрепо.

В октябре 1984 года в газете «Советская культура» вышла статья Лихачёва о Монрепо: «Это нужно нам и потомкам...».

Впоследствии Лихачёв стал автором сценария фильма «Монрепо».

Результатом пятилетней работы совета, с 1982-1987 годы, стало трёхтомное технико-экономическое обоснование. За это время была проделана огромная работа по сбору и изучению архивных документов и материалов. Пройдены многочисленные согласования с чиновниками разных уровней, что по сути оказалось самым трудным моментом. Затем предстояла  защита проекта в столице, в министерстве культуры. Технико-экономическое обоснование создания историко-архитектурного и природного заповедника «Парк Монрепо», которое в Москве представляли Эльга Абакшина и Виктор Дмитриев, получило высокую оценку и было признано высокопрофессиональным.

В 1988 году постановлением Совета министров РСФСР парку был присвоен высший статус, такой же, как и у знаменитых пригородов Ленинграда. Специальным решением ЦК КПСС был утверждён экспозиционный план музея «История садово-паркового искусства» в составе музея-заповедника «Парк Монрепо».

Особо стоит отметить, что все, кто оказывал поддержку общественному совету, помогая в подготовке и согласовании документов, действовали на общественных началах. Всеми этими людьми двигало исключительно желание спасти и сохранить парк.

Зинаида Курбатова считает, что место для музея её знаменитого   деда, с учётом вышесказанного, выбрано вполне удачно и закономерно. В Северной столице большое количество музеев и музеев-квартир выдающихся людей, а в Выборге их не так и много. Коме того, выставку смогут посещать туристы, которых в Парке Монрепо огромное количество, особенно в летнее время.

- В парке можно будет устраивать разные интересные действа, - говорит Зинаида Курбатова, - например фестиваль воздушных змеев или праздник варенья. - Дедушка очень любил мастерить и запускать змеев, а бабушка устраивала чаепития с вареньем четырех сортов.

Денис ГИЛЬМАНОВ

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также