Этот таинственный остров Людвигштайн

Этот таинственный остров Людвигштайн
1806
После реставрации капелла обретет свой исторический цвет

В Год культурного наследия в России сотрудники музея-заповедника «Парк Монрепо» подготовили цикл интересных лекций. Первая посвящалась объектам острова Людвигштайн. 

Напомним, что в прошлом году детально исследовался этот остров, изучались сохранившиеся на нем объекты – знаменитая капелла и некрополь семьи Николаи. На основе заключения специалистов за счет средств областного бюджета был разработан проект реставрации. Есть надежда, что в ближайшие годы начнется его реализация.

На встрече с жителями директор музея-заповедника «Парк Монрепо» Александр СМИРНОВ, участвовавший в археологических раскопках прошлым летом, основывался на материалах проектной документации, разработанной подрядчиками, результатах археологических исследований и исторической справке, подготовленной научным сотрудником Юлией МОШНИК.

– Исторические документы говорят нам о том, что ранее Людвигштайн не был островом, он соединялся с парком дамбой, и на нем было гораздо меньше растительности, чем сегодня. Но все-таки Людвиг Николаи задумывал сделать этот уголок парка местом уединения, предполагал возвести там модный в то время готический руинированный замок, который своим видом должен был настраивать гостей на романтический лад.

По словам Александра Смирнова, владелец парка совсем не планировал устраивать на острове семейную усыпальницу – Людвиг Николаи хотел, чтобы его похоронили на том месте, где впоследствии появилась беседка Паульштайн, но получилось иначе…

Возвышающаяся над Островом мертвых капелла была построена в 1822 году. Исследовав строение, археологи обнаружили много интересного, в частности, лепнину, подчеркивающую ребра свода, о которой в исторических документах не упоминается. Все мы привыкли, что капелла белого цвета, но такой вид она приобрела после реставрации 1980-х годов. Из документальных источников известно, что в разные времена строение имело разную окраску: из-за ветров, дующих здесь, капеллу приходилось постоянно подновлять. Специалисты обнаружили несколько вариантов окраски: охра, два слоя желтого цвета, два слоя побелки и белая штукатурка. Сегодня состояние памятника оставляет желать лучшего: штукатурка отслаивается, разрушаются металлические конструкции…

Александр Смирнов продемонстрировал слушателям проект реставрации исторического памятника. Его внешний вид кардинально изменится – капелла станет больше похожа на классическое строение конца XIX века: предполагается видоизменить парапеты, конфигурацию кровельного покрытия, стилобат в основании выложить из камня, перебрать крыльцо и все сделанные в советское время кирпичные вставки. Когда-то окна капеллы украшали цветные витражи, возможно, при реставрации они будут восстановлены. Оконные проемы будут расширены до исторических размеров, на них, как и на входной двери, появятся ставни.

С проектировщиками мы пришли к мнению, что после реставрации капелла будет не насыщенного белого цвета, как прежде, а приобретет пастельный, желтоватый оттенок.

Утверждают, что семейный некрополь Николаи – это самый загадочный объект парка. Расположенный в северной части острова, он состоит из ряда склепов разных лет и образует семейное кладбище, действовавшее с 1822 по 1943 год. Александр Смирнов напомнил, что фактически история некрополя началась с 1820 года, когда ушли из жизни Иоганна Маргаретта и Людвиг Генрих Николаи. Похоронили барона с женой на Сорвальском кладбище, но их сын Пауль был полон решимости исполнить просьбу отца и перенести останки родителей на территорию усадьбы. Правда, дело это было непростое, потому что в то время захоронения в городской черте, к которой относилось имение, были запрещены. Практически два года ушло у Пауля Николаи на согласование документов по созданию некрополя, он дошел до российского императора и финляндского сената, но волю отца исполнил. Таким образом, первым захоронением на острове стала могила Людвига Николаи, его жены и их внуков.

Второй склеп – уже надземное сооружение, здесь покоились Пуль Николаи и его жена – Александрина-Симплиция де Бройль. Кладка свода выполнена из красного кирпича, сверху – белый, есть створки ворот. К большому удивлению археологов, многие склепы оказались завалены строительным мусором. Конечно, мы его убрали. Этот склеп уникален тем, что у него, у единственного на острове, сохранились двери. На них имеются пулевые отверстия, появившиеся здесь, видимо, в период военных событий. Исторически доказано, что в 1940-1944 годах весь некрополь на острове Людвигштайн подвергся полному разрушению, а гробы были скинуты в воду. После войны вход в склеп во избежание вандализма был завален огромными камнями, благодаря чему и сохранился до наших дней. По образцу сохранившихся дверей мы сможем воссоздать все остальные.

Конечно, из-за разрушений некрополя при исследованиях было сложно определить точное место могил. Пока все склепы освобождены от мусора, а сохранившиеся надгробные плиты собраны в одном месте. Более детально эта часть острова будет обследована позже, на этапе реставрации. А пока решено все сохранившиеся фрагменты надгробий объединить территориально, выполнить благоустройство, установить информационные щиты.

В одном из склепов были похоронены внук барона Николаи – Александр Павлович, его жена Софья Александровна и их годовалая дочь Ольга.

Когда мы расчистили внутренности этого склепа от мусора, открылся пол с большой ямой. По всей видимости, «искатели сокровищ» пытались откопать гробы, думая, что они под землей. А их там просто уже не было. Благодаря яме мы изучили склеп изнутри: под полом – скальное основание, известняковые плиты, песок, затем кирпичи. На склепе сохранилось надгробие.

Склеп, в котором когда-то покоились старший сын Пауля Николаи – Николас Мишель Арман и его жена Софья-Элизабет Мейендорф, оказался в таком же состоянии.

С художественной точки зрения наибольший интерес представляет могильный комплекс сына Николаса Мишеля Армана – Пауля Эрнеста Георга Николаи. Он был священником и умер в 1919 году, похоронен был не в склепе, а в отдельной могиле – автором проекта был Уно Ульберг. Кстати, семья Ульберга на протяжении многих лет снимала виллу, располагавшуюся на землях имения Николаи. Священник и архитектор лично были знакомы, поэтому Уно Ульберг создал целых пять различных эскизов для захоронения. Выбранный к реализации проект подразумевал подрыв скалы, в образовавшееся пространство заливался бетонный саркофаг с гробом, сверху – плита. Возле могилы стена из гранитных плит, примыкающая к скале, на ней изображение креста и девиз «Выдерживай и воздерживайся».

До наших дней частично сохранилась стена с крестом. Проект нынешней реставрации предполагает восстановить  могилу в первоначальном виде. Планируется и благоустройство территории, например, задумано уменьшить количество кустарника, чтобы памятник хорошо смотрелся и с воды.

На острове также находятся три могилы первой трети ХХ века: Софьи фон дер Пален, Александры Асташевой и Софии Луизы Николаи.

Как пояснил Александр Смирнов, когда остров стал некрополем, к нему была наведена переправа: деревянный паром, крепившийся к берегу цепями. В случае необходимости паром мог переправить одновременно до 12 человек. Сегодня причалы у переправы со стороны парка и со стороны остова отреставрированы, а дно в протоке – углублено. В планах музея-заповедника переправу восстановить.

Мы долго обсуждали, открывать для туристов остров Людвигштайн или нет. С одной стороны – это кладбище, с другой – объект культурного наследия, который надо показывать, а с третьей – крутая опасная скала и уязвимая экосистема. В итоге приняли решение: в сопровождении сотрудников парка небольшими группами туристы смогут переправляться на остров. Экскурсия сюда – это раскрытие парка через историю семьи, через личности.

Записала Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также