Это было героическое поколение. От истории семьи - к истории односельчан

Это было  героическое поколение. От истории семьи - к истории односельчан
1431
Это было героическое поколение. От истории семьи - к истории односельчан

В прошлом году исполнилось ровно полвека, как Мария Ивановна ЛУКЬЯНОВА впервые перешагнула порог Семиозерской сельской библиотеки. С перерывом на рождение троих сыновей: Вячеслава, Виталия и Михаила, которые подарили ей впоследствии пятерых внуков, двух внучек и одну правнучку.

Как появилась библиотека

В далеком 1969-м году поселковой инфраструктурой «командовало» Приветнинское карьероуправление. Директор предприятия Иван Данилович Ямщиков направил заявку в ленинградский библиотечный техникум с просьбой прислать молодого специалиста для создания библиотеки. Мария училась хорошо, поэтому после защиты диплома ей предоставили возможность выбрать несколько мест для работы по распределению, в том числе в Семиозерье. Выпускнице понравилось название поселка, и она решила поехать основывать в поселке библиотеку. И это у неё получилось: 1 июля 1969 года распахнулись двери для первых читателей.

В маленькой комнатушке клуба, скорее напоминавшего барак, удалось разместить только два стеллажа, на которых стояли 200 книг передвижки Рощинской библиотеки. Книжный фонд комплектовался в областном коллекторе, а книги присылали почтой:

Доверенность на получение книг мне выдала бухгалтер карьероуправления Екатерина МАКАРОВА. Я подаю ей паспорт, а она посмотрела его и спрашивает: «Твою маму зовут Татьяна Кузьмина?» И на мой утвердительный ответ говорит: «А ведь мы с тобой из одной деревни». Так мы и познакомились, и сейчас поддерживаем отношения, вот как судьба людей сводит...

В наши дни Семиозерская сельская библиотека находится в здании Дома культуры, построенном в 1975 году, а до этого приходилось размещаться с книжным хозяйством то в девяти-, то в двенадцатиметровой комнате, то в двухкомнатной квартире общежития.

Менялась и личная жизнь библиотекаря. Она вышла замуж за Ивана Лукьянова, экскаваторщика Приветнинского карьероуправления. Молодоженам пред- приятие сразу предоставило однокомнатную квартиру, вновь созданной семье была посвящена даже большая статья в областной газете «Смена».

До рождения третьего сына, Мария Ивановна училась заочно, получила высшее библиотечное образование в Ленинградском институте культуры имени Н.К. Крупской.

Они хотели 7 ноября быть в Москве. Не вышло!

– Я сейчас изучаю историю нашей семьи, хочу написать книгу – старший сын меня к этому подтолкнул. Думаю, это хорошая идея: нужно, чтобы дети знали своих предков. Моей маме пришлось горя хлебнуть. Она в семь лет осталась без отца: дед мой, Кузьма Егорович, умер в 1931-м году. Дело в том, что ему, батраку, по ленинскому указу дали немаленький земельный надел, и он 10 лет трудился в поте лица: две лошади, пасека… Делал все, чтобы прокормить семью из 12 человек. В итоге попал под выселение середняков. При коллективизации все нажитое нужно было сдать в колхоз – дед не смог этого пережить, и умер от разрыва сердца.
Его жену, Марию Пантелеевну, все равно отправили по этапу в сибирское плодоовощеводческое хозяйство. Дети остались одни, но к счастью, удалось каким-то чудом продать лошадей – на эти деньги и жили.

– Бабушка была работящей, когда в хозяйстве появился новый начальник, он вызвал её и спросил: «За что вы сюда попали?». Она ответила так: «А за то, сынок, что я много работала». Дело переслали в Москву, там его пересмотрели и незадолго до войны её отпустили на родину. И она вернулись в свой пустой, разграбленный дом.

Когда началась война, мама с другими подростками деревни расчищала снег на аэродроме, потом пришлось рыть окопы и бронетанковые рвы, работали и на торфоразработках. А потом в деревню пришли немцы. Рассказывала, что были все холеные, красивые, все одного роста, как на подбор. Предложили избу освободить. Бабушке сказали: «7 ноября будем чай пить в Москве, а то и раньше». Обратно шли этой же дорогой, но вид имели уже совсем другой: оборванные, укутанные в одеяла…

Бабушка тоже могла бы не дожить до победы. Как-то, когда деревня ещё была оккупирована фашистами, она пошла на речку полоскать белье. С коромыслом на плече с двумя ведрами прошла через поле, небольшой перелесок, за которым в низине речка протекала. Когда возвращалась, немцы её заметили и решили, что она ходила к партизанам. Поставили к стене хлева, хотели расстрелять. Спас сосед, который в Первую мировую войну в плену выучил немецкий: объяснил, что она была на речке…

Мою свекровь, которая жила в Белоруссии, звали баба Хима, мне это имя казалось странным, но мама рассказала, что мою бабушку тоже Ефимией звали…

Бабе Химе тоже досталось в военное лихолетье. Когда дом сожгли, она с сыновьями ночевала осенью на берегу Днепра. После войны в большой землянке жили вшестером несколько лет, пока новый дом не построили.

Мама моя, труженик тыла, умерла в 1998 году, через три года и отца не стало…

«Время выбрало нас»

Мария Ивановна собрала большой архив из газетных и журнальных вырезок. Показала альбом с надписью на обложке: «Время выбрало нас». Материал для него в 80-х годах собрали местные жители – школьные учителя Вера Яковлевна Владимирова и её муж Михаил Николаевич Маслюков. Они ходили по домам, записывали воспоминания участников Великой Отечественной войны, потом отпечатали эти тексты на машинке, вклеили фотографии. За лаконичными текстами, с краткой и точной хроникой событий – дань памяти мужеству и стойкости наших отцов и дедов.

Свои воспоминания Михаил Маслюков назвал «По дорогам войны». Он пехотинцем дошел до Берлина, был контужен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», значком «Отличный сапер». Уже в мирное время Михаилу Маслюкову вручили орден «Знак Почета» и медали.

Интересная деталь: редакция журнала «Наука и жизнь» как-то оформляла Михаилу Николаевичу бесплатную подписку, таким образом отметили его пристрастие к постоянному разгадыванию кроссвордов.

В своих воспоминаниях фронтовик Маслюков подробно описывает все военные действия с мая 1942-го по сентябрь 1945-го года, в которых ему приходилось участвовать. Вот несколько строк из этих воспоминаний:

«…Вот опять маршевая рота, идем на пополнение в 3-ю Гвардейскую танковую армию. Меня зачислили в 9 механизированный корпус 69 бригады в 55 отдельную инженерно-минную роту сапером. И начались тяжелые солдатские будни. При прорыве обороны под Киевом ехали на танках нашего 53 танкового полка ночью при свете фар и включенных сиренах. Впечатление было внушительное! Нашему корпусу присвоили звание «Киевский». А дальше – Львов, Сандомир, Катовице, Берлин, Прага. Всякое было.

Минировали, разминировали, копали, переправляли, взрывали. Недаром саперов называли тружениками войны, а про минеров говорили: «Минер ошибается один раз»… В 45-м настроение уже было не то, что в 42-м году. Еще бы! Ведь инициатива была в наших руках! Шли вперед, хотя враг сопротивлялся жестоко.

В 4 часа утра 9 мая 1945 года наш полк ворвался с северо-запада в Прагу. Никогда, никогда не забыть, как нас встречали! Цветы, объятия»...

В альбоме, бережно хранимом сельским библиотекарем Марией Лукьяновой, немало историй людей, сражавшихся в битвах Великой Отечественной и ушедших от нас безвозвратно…

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также