Еще одна изразцовая печь Выборга попадет в новую книгу Андрея Роденкова

Второе, дополненное, издание альбома «Изразцовые печи Выборга» известного исследователя печей и каминов Северо-Запада Андрея Роденкова выйдет на русском и финском языках. Книга уже практически готова к печати, но автор использует любую возможность «вскочить в последний вагон», набрать еще сведений.

Андрей Роденков был практически первым, кто начал собирать и систематизировать информацию о печах и каминах Выборга. Сейчас он – научный консультант музея архитектурно-художественной керамики «Керамарх», который располагается на территории Петропавловской крепости. Многое из того, что Андрей Иванович успел запечатлеть и описать, уже погибло. Кстати, «Керамарх» (директор Константин Лихолат) совместно с Выборгским музеем-заповедником готовит экспозицию, которая разместится в одном из отреставрированных помещений замка.

На днях Андрей Роденков в компании сотрудника художественно-промышленной академии имени Штиглица Никиты Андреева (его предмет интереса - cтаринное стекло) вновь приезжал в Выборг, целенаправленно по адресу: Рыбный переулок, 2. Там в одной из квартир сохранилась печь редкой красоты. Изразцы для нее были изготовлены заводом Аbо (Турку) на рубеже XIX-XX веков. Автором эскиза является немецкий архитектор, дизайнер Эрнст Спут, соответственно, это не финский национальный романтизм, а другое направление модерна - югенд-стиль.

Печь изготовлена на заводе Abo в Турку, на рубеже XIX и XX веков

 В Финляндии эту модель называют «Девушка с длинными волосами», поскольку на цокольной части печи изображены две русалки. Печь богато декорирована растительным орнаментом: листья одуванчиков и клевера, кувшинки,  хризантемы, а также знаменитый узор из свивающихся линий, который называется «удар хлыста» (излюбленный прием декора в стиле модерн).

Изразцы по эскизам Эрнста Спута изготавливались не только в Финляндии, поэтому в Петербурге и других городах Европы встречаются подобные печи в разных цветовых решениях.

Дом № 2 в Рыбном переулке – так называемый дом Портана. Он был построен в 1902 году по проекту строительного мастера Антти Корпимяки для ювелира Вильгельма Портана как доходный. В здании было 20 квартир (в том числе жилье владельца), а также магазины и другие коммерческие помещения. Интересно, что изначально декор фасада был достаточно скромным. Портан потребовал внести изменения в  проект уже на завершающем этапе строительства. В результате здание стало напоминать дом Фаберже на Большой Морской улице в Петербурге…

В уютной квартире Валентины Ивановны и Александра Трофимовича, любезно пригласивших в себе исследователей и нашего корреспондента, сохранилась не только печь. Хозяева содержат в идеальном состоянии подлинный паркет и старинные двери со стеклами-линзами. А интерьер их гостиной продиктован нежными оттенками печных изразцов.

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Читать все статьи автора Юлия Подскребаева

Читайте также