Экскурсия в зимний сад парка Монрепо

В рамках масштабной реставрации парка на месте старой теплицы появилась современная оранжерея. Здание стилизовано под постройки начала ХХ века. Даже в холодное время года сквозь его панорамные окна виднеется зелень. Давайте заглянем в этот зимний сад и узнаем, что сегодня здесь цветет и плодоносит.

На историческом месте

Старожилы помнят, что еще несколько лет назад здесь находилось административное здание, а за ним можно было видеть старую теплицу с печным отоплением в аварийном состоянии. Из переписки владельца усадьбы Людвига Генриха Николаи известно, что в 1798 году на территории парка был возведен дом для садовника. А из письменных и графических источников понятно, что стоял он вплотную к оранжерее, к которой с другой стороны примыкал дом управляющего. (Правда, к моменту начала реставрации здание было в руинированном виде).

В начале XIX века оранжерея представляла собой целый комплекс теплиц и других построек, расположенных между двумя домами. Она неоднократно перестраивалась и расширялась. В 1798 году Людвиг Генрих Николаи писал, что оранжерея недостаточна для всех существующих деревьев, поэтому садовник Иоганн Эрнст Бистерфельд, который несколько лет жил и работал в усадьбе, задумал делать к ней пристройку из гранита. А через год барон Николаи отправил адресату такое сообщение: «Суровая зима, которая была в этом году, поморозила все яблони, вишни, основную часть смородины, розы и даже сирень. Даже в оранжерее большинство растений и деревьев, достаточно дорогих, подверглись той же участи. Дорогой Бистерфельд сослался на то, что оранжерея плохо была построена… Этим летом оранжерея будет построена заново из кирпича. Другая выстроена из валунов и усовершенствована».

Освещение автоматическое, полив – ручной

Сегодня оранжерея и два дома снова представляют собой единый комплекс. По проекту реставрации помещения с большими стеклянными окнами разделены на три зоны: центральная (зимний сад) предназначена для постоянной экспозиции, две боковых – для межсезонного хранения кадочных растений. Все залы с двухуровневым полом, чтобы зеленым питомцам, независимо от их высоты, было достаточно света.

Здесь автоматическая система освещения, причем лампы представляют собой все цвета спектра. Днем, когда солнце в зените, лампы в оранжерее гаснут, создавая натуральную освещенность. В помещениях выставлена определенная температура, в зимнем саду, например, 22-23 градуса – именно столько необходимо для поддержания здорового состояния субтропических растений. А если будет слишком жарко, автоматически откроются форточки.

Полив растений ручной: вода из крана набирается в бочки, где отстаивается. Увлажнение воздуха тоже проводится вручную.

Зимний сад

В 1803 году барон Николаи писал: «Из-за множества посетителей я охотно сажаю большие пестрые, но простые полевые цветы в открытый сад; редкие цветы – для парника и закрытых садов. Не можешь ли привезти мускусных роз?».

А сегодня в зимнем саду Монрепо создана коллекция субтропических культур. Это юкки, вашингтонии, плющ колхидский. А какие здесь бегонии! Цветы у них невзрачные, а вот листья – просто буйство красок и форм.

В будущем в зимнем саду будут проводиться экскурсии для гостей, а опытные аттестованные гиды в музее-заповеднике имеются в достаточном количестве. Возможны также занятия со школьниками, увлекающимися ботаникой.

Цветок лавра такой ароматный

Лавр зацвел в канун 8 Марта

По обе стороны от зимнего сада – помещения, предназначенные для зимнего хранения растений, которые летом выставляются в многочисленные цветники на территории парка. По словам хранителя парка Марины СМЕТАНКИНОЙ, которая провела для нас экскурсию по оранжерее, многие из растений украсят широкую лестницу главного усадебного дома. Напомним, что в рамках реставрации строения усадьбы приведены в порядок и обрели исторический вид. Растения будут выставляться на улицу в деревянных кадках, как это было при баронах Николаи. Кстати, известно, что Пауль Николаи был экспериментатором, привозил в Монрепо семена и саженцы самых разных, в том числе и экзотических растений. Строки из его письма: «Фруктовые деревья из Польши прибыли и саженцы тополей, уж не знаю откуда. Деревья из Варшавы прибыли, но из 114 спасено было около половины, остается узнать еще, как они перенесут зиму». А вот сообщение от Людвига Генриха Николаи сыну Паулю: «Вторая оранжерея теперь уже готова. Она разделена на две части. В первой половине стоят на шпалерах персиковые деревья. К ним будут добавлены абрикосы и мирабель (сорт сливы)».  

Сегодня переезда на летнее место жительства ждут самшиты, лимоны, лаймы и лавры. Деревья штамбовые, сформированные. Кстати, этим растениям нужен более прохладный воздух, чем субтропическим. Марина Сметанкина обращает внимание на то, что на самшитах уже появляются новые нежно-зеленые побеги, а, значит, растениям здесь нравится. Удивительно, что лимонное дерево одновременно цветет и плодоносит. Фрукты на нем самые обыкновенные – желтые, кислые на вкус и сочные. А какой аромат источает цветущий лавр!

Лимоны уродились

В январе цветет сирень

– В нынешнем году мы впервые занялись выгонкой сирени – это комплекс агротехнических приёмов, позволяющих получить цветение в сезон, когда растениям свойственно находиться в фазе покоя, – поясняет Марина Сметанкина. – Кусты с сиреневыми и белыми цветами были у нас в январе-феврале. Весной высадим их в грунт.

Между прочим, в былые времена сирень каждое лето радовала владельцев усадьбы и их гостей. В 1791 году Пауль Николаи писал: «Наши сады находятся в прекрасном состоянии и полном цветении. Этим летом мы впервые видели, как цвела сирень… Здесь посажена целая аллея сирени, что представляет великолепный вид».

В дальнейшем сотрудники музея-заповедника «Парк Монрепо» предполагают заниматься выгонкой луковичных растений – тюльпанов, нарциссов, гиацинтов. Возможно, уже следующей зимой здесь раньше обычного появятся первые весенние цветы.

Герани, фиалки, гибискус

В другом крыле оранжереи разместились комнатные растения, которые любят тепло, здесь температура 25 градусов. Многие из цветов переехали в новое помещение из старой теплицы, агроном Ирина ШАКЛЕЕВА сумела сохранить их. Роскошные герани, фиалки, спатифиллум, гибискус (или китайская роза) и другие растения вскоре займут достойные места в кабинетах сотрудников  музея-заповедника.

В будущем, как пояснила хранитель парка, эти помещения будут использоваться под выращивание рассады, ведь на территории парка имеется три огорода: кухонный, оранжерейный и аптечный. 

«Царица ночи»

Среди множества различных растений, а в оранжерее их всего около 300, стоит совсем неприметный кактус. Оказывается, это селеницереус крупноцветковый, более известный в народе как «царица ночи». Специалисты уверяют, что это живучее и легко размножающееся черенками растение. Однако цветет «царица» лишь при благоприятных условиях. А чтобы создать эти условия, надо много трудиться. Кактус сотрудникам Монрепо подарили, но они надеются, что «царица ночи» здесь приживется и порадует окружающих и гостей парка множеством цветов. Марина Сметанкина пообещала, что в период ее цветения в оранжерее обязательно будут организованы экскурсии. В Ботанический сад в Петербурге, например, очереди выстраиваются, чтобы увидеть такой чудо-цветок.

Пока «царица ночи» не цветет, она совсем неприметна

– Сегодня мы только начинаем обустраиваться, в оранжерее «живут» растения, которые были предусмотрены проектом реставрации. Конечно, мы надеемся, что наша коллекция будет пополняться для того, чтобы показать гостям все многообразие растительного мира тропиков и субтропиков, – резюмировала Марина Сметанкина.

И все-таки здорово среди морозов и белых сугробов вдруг оказаться в этом зеленом уголке Выборга, почувствовать тропический воздух и аромат цветущих растений. 

Видеорепортаж из оранжереиМасштабная реставрация в парке Монрепо дала новый виток развития оранжерее

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также