До апреля в ВЦ «Эрмитаж-Выборг» демонстрируется «Россика. Иностранные портретисты XIX века»

До апреля в ВЦ «Эрмитаж-Выборг» демонстрируется «Россика. Иностранные портретисты XIX века»
629
До апреля в ВЦ «Эрмитаж-Выборг» демонстрируется «Россика. Иностранные портретисты XIX века»

Условным термином «россика» в истории искусства обозначают деятельность зарубежных художников, писавших и в России, и для России. Нынешняя выставка включает 70 полотен, 25 из которых никогда не экспонировались, а чтобы предстать перед зрителем в Выборге, они прошли серьезную реставрацию.

По мнению генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила ПИОТРОВСКОГО, над портретами серьезно трудились исследователи и реставраторы. Благодаря им открылись новые имена художников и тех, кого они писали два столетия назад. Причем многие зарубежные авторы прославились именно в России.

- Образ русского глазами европейского художника – тема актуальная и богата аллюзиями, а наша коллекция дает возможность раскрыть ее на примере прекрасных мастеров и замечательных персонажей, - добавил Михаил Пиотровский.

Перерезая символическую ленточку, заместитель председателя областного правительства Владимир ЦОЙ поблагодарил Михаила Пиотровского за добрые партнерские отношения с Ленинградской областью:  

- Надеюсь, что эти портреты увидят и горожане, и многочисленные туристы. На мой взгляд, это важно, потому что универсальность культуры и ее наследия в том, что каждый найдет в ней что-то свое.

По словам директора ВЦ «Эрмитаж-Выборг» Александра КОСТЕНКО, это уже 25-я выставка в нашем городе, а побывало в филиале самого известного музея более чем за 10 лет около полумиллиона любителей прикоснуться к искусству. Примечательно, что каждый третий посетитель младше 18 лет.  

Как все начиналось, припомнил на открытии экспозиции глава нашего района Дмитрий НИКУЛИН. Тогда все волновались, сомневались, стоит или не стоит в ста километрах от Северной столицы открывать филиал Эрмитажа. Много дискуссий в Выборге вызвали и золоченые буквы на каменной стене бастиона Панцерлакс. Однако сегодня совершено ясно, что решение было правильным.

Проводя экскурсию по новой выставке, ее куратор ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Эрмитажа Юрий ГУДЫМЕНКО обратил внимание на детали образов. Так на портрете самой красивой женщины Петербурга Зинаиды Юсуповой на заднем плане виден ее сын - маленький князь Феликс, который впоследствии стрелял в Григория Распутина. Кстати, на новой выставке экспонируются сразу три портрета Юсуповой, написанных разными авторами в разные годы. Привлекает внимание портрет девочки, которая пишет письмо… Причем, отчетливо прочитать слова ее послания может каждый зритель. Интересны детали и на портрете семьи Каменских, ее глава Иван Васильевич - участник Русско-турецкой войны. Здесь можно увидеть также образ актрисы Императорского театра Александры Каратыгиной (французский художник Жозеф Кур), талантом которой восхищались многие современники.

- Интересно исследование портрета «Неизвестная в красном» кисти австрийского художника Конрада Дорнера, - добавляет Юрий Гудыменко. – Он написан в латвийском городе Митаве в 1838 году. Мне хотелось узнать, кого именно изобразил автор. Картина происходит из собрания Крейцев, но я никак не мог отыскать девушку из этой семьи, которая бы подходила по возрасту.

На помощь Юрию пришла исследовательница генеалогии семьи барона Крейц Инна УДОВИЧЕНКО. Она подробно изучала историю семейства, не раз бывала в усадьбе Сарайки, расположенной недалеко от курортного города Лиепая (Латвия). Инна подсказала, что на картине одна из дочерей барона - Антуанетта, которая умерла от скоротечной чахотки 2 июля 1838 года. А так как девушка изображена на фоне грозового неба, Инна предположила, что портрет написан посмертно. И эту гипотезу удалось доказать. Инна не видела оригинал картины после реставрации, поэтому специально приехала в Выборг для так называемого знакомства с «Неизвестной в красном».

- Сначала мы обнаружили информацию только о двух дочерях барона, но они не подходили по возрасту, - рассказывает Инна Удовиченко. - Однако попался источник, в котором имелись сведения еще об одной дочери Крейца, родившейся в 1820 году. Подробная история жизни Антуанетты описана сестрами: «…она была совершенной красоты, высокая и стройная, с тонкими благородными чертами, темноволосая, с бледным лицом, на котором сияли словно две звезды удивительные одухотворенные темно-синие глаза, в то же время все ее существо и каждое движение были милы и очаровательны. В этой прекрасной оболочке жила прекрасная душа, восприимчивая ко всему доброму и благородному, и целеустремленный ум, старавшийся изучить глубинную суть вещей. Столь одаренная и, в то же время, очень нежная по отношению к обоим родителям, кто как не она мог стать их любимейшим ребенком». В «Жизнеописании», которое хранится в архиве института Гердера, также говорится о пребывании Антуанетты в 1838 году в Митаве, где был написан портрет. Мы предположили, что раз Антуанетта была зимой 1837-1838 года в Митаве, посещала салоны, то вполне могла познакомиться с популярным в то время художником Конрадом Дорнером.

В нижнем углу портрета была надпись на немецком языке. К большой радости исследователей, с учетом дополнительной информации об Антуанетте, надпись удалось перевести: «написано по памяти». Таким образом, гипотеза Инны подтвердилась. Подобные надписи обычно делали в тех случаях, когда портрет писался после смерти изображаемого лица или ввиду невозможности позировать для портрета по другой важной причине. На вопрос, почему информация об Антуанетте не была учтена в генеалогических справочниках, Инна Удовиченко отвечает, что данные о детях, не доживших до совершеннолетия и не оставивших потомства, часто не попадали в руки исследователей ввиду потери метрик и отсутствия фактологического материала об их жизни. Так случилось и с Антуанеттой.

- Еще одно небольшое упоминание об Антуанетте было найдено в «Некрологе Киприана Крейца», который был написан другом семьи Александром Макавеевым и напечатан в газете «Северная пчела» в 1850 году, - добавляет Инна. - В нем говорилось, что покойный граф имел многочисленное семейство, состоявшее из 11 детей: «…Сколько раз я был свидетелем самых счастливых, самых умилительных сцен благополучной семейной жизни графа Крейца, который был нежнейшим мужем и отцом в самом священном значении этого слова. Но Провидение в неисповедимых своих судьбах посылало и ему тяжкие удары! Так я видел и сочувствовал горьким слезам графа при потере в 1838 году любимой им дочери Антуанетты, которая скончалась семнадцати лет от роду, в полном блеске цветущей молодости, очаровательной красоты и превосходного умственного и душевного образования».  

Раскрыв такую интересную историю портрета «Неизвестной», Юрий Гудыменко упросил реставраторов снять желтый лак с полотна, чтобы картина предстала перед зрителем во всем своем великолепии.

Каждое произведение новой коллекции приковывает к себе взгляд, хочется подробно рассмотреть детали: какие наряды были в моде два столетия назад, чем украшали себя барышни, а какими были костюмы у мужчин. Хочется узнавать, кто изображен, когда, при каких обстоятельствах, какова его дальнейшая судьба…

Кстати, экспозиция «Россика. Иностранные портретисты XIX века» открыта в рамках Дней Эрмитажа в Выборге. В библиотеке Алвара Аалто прошла встреча Михаила Пиотровского с горожанами. Руководитель самого известного музея в мире рассказал о нем, его филиалах и деятельности, которую ведут его сотрудники. А в ВЦ «Эрмитаж-Выборг» работал кинотеатр виртуальной реальности, где можно было увидеть фильм «Эрмитаж. Погружение в историю».

Маргарита ЗАХАРОВА

Больше фото в нашем альбоме по ссылке https://vk.com/album-36590602_288688441

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также