110 лет назад в Выборге появился общественный рельсовый транспорт

110 лет назад в Выборге появился общественный рельсовый транспорт
661
110 лет назад в Выборге появился общественный рельсовый транспорт

В читальном зале библиотеки Алвара Аалто до 30 сентября проходит выставка «История выборгского трамвая», посвящённая 110-летию со дня открытия трамвайного движения в Выборге.

Устроителем выставки совместно с библиотекой является хорошо известный в нашем городе Михаил Дубайлов – участник ансамбля ветеранов Вооружённых Сил «Гвардия». Михаил Адрианович, по его признанию, совсем недавно увлёкся трамвайной истории, и получилось это случайно.

Не думал, не гадал…

- Мой отец работал машинистом паровоза, и я всю жизнь испытываю притяжение к железным дорогам. Ещё четыре года назад, когда формировал железнодорожную выставку в библиотеке Аалто, даже не задумывался о трамваях. Помню, в Санкт-Петербурге зашёл в букинистический магазин, но литературы о железной дороге не нашёл, зато мне предложили купить книгу о трамвае. Я говорю: «Нет, трамвай мне не нужен», Но в 2018-м году побывал на презентации книги шведского автора Пера Рикхедена о выборгском трамвае, проходившей в лекционном зале библиотека Аалто. Книга была выпущена на шведском и финском языках. А ведь я катался на трамвае в Выборге! Позже книгу перевели на русский язык, в нашем городе появился памятник трамваю, эта тема стала популярной, я ею заинтересовался, - рассказывает Михаил Адрианович.

В отличие от железнодорожного транспорта, о трамваях написано не так уж много. Артефакты тоже встречаются нечасто. Если о железной дороге у ветерана материала хватит на несколько выставок, то, когда в прошлом году в библиотеке предложили организовать показ о выборгском трамвае, возникли некоторые сомнения. Но впереди был ещё год, Михаил Адрианович надеялся что-нибудь найти, да и личные воспоминания многого стоят. Михаил Дубайлов ездил на трамвае не только в Выборге, но и в Ленинграде, Москве, Свердловске, немецком Потсдаме, где наш герой проходил военную службу. Большую помощь при подготовке выставки оказала сотрудник отдела краеведения библиотеки Аалто Ульяна Воронина.  

- При составлении плана работы на год мы учитываем интересы читателей. Было много вопросов по выборгскому трамваю. Сотрудники отдела краеведения решили, что нужно провести такую выставку. Мы знали, что у Михаила Адриановича есть кое-что в запасе, что-то имелось в наших фондах. Экспозиция, которая в итоге получилась,пользуется популярностью не только у горожан, но и у туристов. Им очень интересно! – комментирует ситуацию заведующая  отделом обслуживания МАУК «Библиотека Алвара Аалто» Татьяна Нагаева.

Выставка разделена на три направления: «Выборгский трамвай», «Трамваи России» и «Трамваи мира». Конечно, больше всего представлено материалов и артефактов о нашем трамвае. Любопытно получается! Библиотека Аалто – одно из мест притяжения туристов, как и кафе-трамвай на Крепостной улице. Туристы посещают библиотеку, осматривают выставку, затем идут на Крепостную, осматривают трамвай, пьют там кофе. Не будет преувеличением сказать, что трамвай, хотя его нет в Выборге уже 65 лет, по-прежнему с нами. И в воспоминаниях, и наяву.     

Трамвайный сентябрь

- Мальчишкой я катался на трамвае. Учился в Южном посёлке, в 12-й школе (сейчас в этом здании – Дом детского творчества), а мимо пробегал трамвайчик. Нынешняя улица Гагарина даже называлась Трамвайной. Интересно, что сентябрь тесно связан с трамвайным движением. В финском Выборге оно открылось 28 сентября 1912 года. В Санкт-Петербурге – на пять лет раньше, 29 сентября. В послевоенном советском Выборге трамвай вновь вышел на линию 21 сентября 1946 года. А 1 апреля 1957 года трамвайное движение в Выборге прекратилось. Я тогда учился в пятом классе, помню, как в апреле или мае того года на Приморской улице трамвайные рельсы поднимали краном из булыжной мостовой. Мы с одноклассниками сбежали с урока немецкого языка, чтобы посмотреть на это зрелище. На следующий день нам в дневник записали, чтобы в школу пришли родители, - вспоминает Михаил Адрианович.

Таким образом, Выборг в конце сентября может отметить 110-летие начала трамвайного движения, а в апреле можно было помянуть выборгский трамвай добрым словом в связи с 65-летием окончания его работы в нашем городе. Питерцы же 29 сентября, возможно, будут праздновать 115-летие трамвайной эпохи своего города.  

С автотранспортом не поспоришь

Удаление трамваев из Выборга в то время большого ажиотажа в городе не вызвало. Во-первых, об этом объявили заранее, во-вторых, с 1 апреля на линию вышли автобусы. Последний рейс трамваи выполнили буквально накануне, после чего ушли в парк. Вагоны, как говорят, позже передали или в Пятигорск, или в Калининград, где была такая же узкая трамвайная колея, как и у нас. Вагоны изготавливали в Германии специально под колею, они выглядели меньше обычных, вдоль бортов   у них были деревянные лавки. Но использовались и вагоны с привычными сиденьями.

Почему сняли трамваи? На этот счёт высказывается несколько версий. Дескать, при движении они сильно шумели, да и рельсы мешали автотранспорту, которого становилось всё больше и больше. Михаил Адрианович подтверждает, что трамвай действительно здорово шумел, точнее, скрипел, особенно на поворотах. Да и колея почти везде пролегала по центру улиц, что, конечно, мешало автомобилистам. К тому же, в эксплуатации трамвай становился всё дороже, о рентабельности говорить не приходилось. Видимо, все эти причины и стали поводом для замены трамваев на автобусы. Миша Дубайлов, будучи школьником, ездил на трамвае не так уж часто, если только нужно было добраться до центра города. Лишних денег не имелось, в основном, ходили пешком. Разве что зимой, когда холодно, предпочитали рельсовый общественный транспорт. Другого в Выборге тогда и не было.

Потому не удивительно, что, по данным за 1948 год, трамваем воспользовалось свыше двух миллионов пассажиров, хотя в городе тогда проживало чуть больше 30000 жителей. Плата была дифференцированной, в зависимости от протяжённости поездки, и кондукторы отличались зоркостью и хорошей памятью, не позволяя проехать пассажирам лишнюю остановку.

Почти как петарда

Бытует мнение, что мальчишки, не желавшие платить, ездили на «колбасе», то есть на сцепке. Тут нужна и ловкость, и смелость, ведь на «колбасу» нужно было запрыгнуть на ходу, и  спрыгнуть тоже на ходу, причем, постараться при этом не упасть, не уткнуться носом в булыжную мостовую. Михаил Дубайлов не рисковал, а вот его знакомый, которому сейчас уже за 80, случалось, катался на сцепке. Выборгские сорванцы развлекались также тем, что подкладывали на рельсы патроны, которые в 50-е годы найти было просто. Вагон проезжал, патрон взрывался, но несильно, вреда транспорту не причинял, зато получался эффектный хлопок, примерно как сейчас с петардой. Трамвай даже не останавливался, хотя вагоновожатые  злились и отчаянно ругали мальчишек.

Трамвайные рельсы ещё долго оставались в Выборге. Где-то до начала 70-х годов при проведении велокроссов гонщики часто попадали в колею и падали при повороте с Леншоссе на Красную площадь. До замены старого, ещё деревянного, Крепостного моста к Олимпиаде-1980, рельсы можно было видеть на этой переправе. До сих на стенах домов в Старом городе и в центре Выборга сохранились финские подвесы, на которых крепилась контактная сеть для трамваев.

Сергей КАРСАКОВ

 

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также