МАРТИНЕЛЛИ

МАРТИНЕЛЛИ
3748
МАРТИНЕЛЛИ

Создание пейзажного парка, тем более необычного скального парка, каким является Монрепо - это процесс, на который уходят десятилетия. Ландшафты Монрепо и его достопримечательности создавались руками сотен людей, в числе которых были и те, чьи имена история не сохранила, и прославленные мастера - архитекторы, художники, скульпторы, проектировавшие павильоны для Монрепо. Среди них есть имя особенное, возможно, самое важное. Это имя Джузеппе Антонио Мартинелли, итальянского художника и реставратора, по проекту которого был перестроен усадебный дом Монрепо, и для которого имение Монрепо стало настоящим домом.

О жизни Джузеппе Антонио Мартинелли в Италии мы почти ничего не знаем. Он родился в Венеции, вероятно в 1730 г., получил образование, связанное с живописью, работал над частными заказами. Точно известно, что Мартинелли был хорошим чертежником и имел опыт в редком для того времени ремесле - реставрации живописи. Именно в качестве реставратора его нанял на службу граф Кирилл Григорьевич Разумовский во время своего путешествия по Италии. В Петербурге у графа была ценная коллекция картин старых мастеров, и Мартинелли в октябре 1766 г. перебрался в российскую столицу, чтобы начать работы по консервации этих полотен. Вероятно, мастерство Мартинелли было замечено знатоками живописи, поскольку два года спустя итальянец уже был приглашен помогать реставратору и смотрителю картинной галереи Эрмитажа Лукасу Пфандцельту. Интерес к Мартинелли проявила и Академия Художеств, по заказу которой Джузеппе Антонио реставрировал принадлежащие Академии картины европейских мастеров. В 1775 г. Мартинелли сменил Л. Пфандцельта в должности “консерватора” эрмитажного собрания и стал, таким образом, первым хранителем главной российской художественной галереи. В этой должности он прослужил до 1796 г., успев принять участие в издании самого первого путеводителя по картинной галерее, подготовленного в 1794 г. И.Г. Георги на основании указаний и описаний Мартинелли. В год смерти Екатерины II он, неожиданно для себя, получил отставку и долгое время оставался без службы. Приглашение барона Николаи приехать в Монрепо было для немолодого художника настоящим спасением от бедности, поскольку положенный ему пенсион очень долго не выплачивался.

До сих пор не ясно, был ли Мартинелли профессиональным художником. Один из иностранных путешественников писал в 1789 г. о Мартинелли как о любителе, который, тем не менее, был замечательным знатоком живописи и очень приятным в общении человеком. Может быть, именно личные качества итальянца, его удивительная доброта и отзывчивость, привлекли к нему внимание Людвига Генриха Николаи. Упоминая о Мартинелли в письмах, Николаи всегда называет его “чудесным”, “милейшим”, “добряком”, “папашей”. В Монрепо Мартинелли приехал в 1798 г. не в привычном уже качестве реставратора живописи, а скорее как друг семьи. Необычный скальный ландшафт парка пришелся ему по душе. Здесь, в Монрепо, ему особенно пригодились умения чертежника. Уже в первый год в Монрепо Мартинелли проектирует мостики, новую оранжерею, создает планы сада. Большая часть этих строений к нынешнему времени утрачена, однако восстановленные Китайские мостики в восточной части парка являются точной копией тех мостиков, которые когда-то построил Мартинелли. Позднее он займется проектированием парковых павильонов: Храма Амура и замка-руины Эрихштайн. По неясным причинам эти проекты так и остались на бумаге. Тем не менее, о таланте Мартинелли-архитектора мы можем судить по зданиям усадебного комплекса Монрепо. Именно к нему  Л.Г. Николаи обращается с просьбой о полной перестройке обветшавшего и холодного усадебного дома. Мартинелли предлагает такой проект, который позволил сохранить конструктивную основу здания, возведенного еще принцем Фридрихом Вюртембергским, но полностью изменить его облик. Обновленное здание усадьбы не могло не порадовать Л.Г. Николаи: деревянное строение стало похоже на дворцы, созданные любимым архитектором владельца Монрепо – великим итальянцем Андреа Палладио. “Мартинелли любит тихое величие и большой эффект небольшими средствами”, –  пишет о своем друге Л.Г. Николаи.

Трудно правильно охарактеризовать положение Мартинелли в имении. Он не был слугой или наемным рабочим. Тем не менее, все работники – от управляющего до огородника – находились в его подчинении. Он живет в усадебном доме на правах члена семьи – сначала в комнате Пауля Николаи, а позднее в доме, где до него жила теща Л.Г. Николаи. Закончив работы в усадебном доме, он начинает строительство нового здания – флигеля для гостей, позднее получившего название Библиотечного. По его чертежам создавались росписи и декоративное оформление интерьеров усадебных зданий. Он много работал и был чрезвычайно ответственным человеком, искренне беспокоившимся об имуществе своих друзей баронов Николаи. В письмах Николаи сохранились описания забавных случаев, когда Мартинелли выпроваживал из усадьбы непрошенных гостей. 

22 марта 1802 г. Мартинелли скончался от апоплексического удара. Его смерть стала тяжелым ударом для Николаи, потерявшего в его лице близкого друга и “самого добродетельного в мире человека”. 

Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Читайте также