МАЛЕНЬКИЕ ЗАГАДКИ БОЛЬШОЙ ИСТОРИИ

Можно ли сделать для себя открытие в месте, абсолютно непримечательном, мимо которого ты, в буквальном смысле, проходил уже тысячи раз? Оказывается, можно. Надо только однажды остановиться и посмотреть внимательнее на, казалось бы, обычные предметы. И тогда порой удается увидеть то, что сначала озадачивает, потом заставляет ломать голову, рыться в справочной литературе, искать ответ…

Эти две тяжелые восьмигранные тумбы из серого гранита, давшие начало сюжету, я видел и раньше - в самом конце Первомайской, за шестой школой, где улица практически уже превращается в пешеходную дорожку через небольшой пустырик. Такие пустырики - словно последние островки еще не- закатанной в асфальт истории. Там, среди зарослей кустов и крапивы, зачастую таятся еще фрагменты старых фундаментов, стен; возможно, матово блестит под дождем, ожидая своего последнего часа, кусочек булыжной мостовой, помнящий колеса ломовых телег и быстрые копыта царской кавалерии. Ну, тумбы и тумбы, два близнеца. Вывезли, наверное, сюда в послевоенное время (по тем понятиям - за черту города), когда разбирали завалы разбиток, да забыли за ненадобностью. Но что-то было натянутое в такой версии. С чего бы грузовику сворачивать сюда, если рядом находилась удобная официальная свалка строительного мусора (сейчас это район жилых домов по Леншоссе)? Нет, похоже, они изначально находились где-то недалеко. Но где?

Данная часть города при финнах называлась “Калева” и отнюдь не изобиловала монументальными сооружениями, возле которых могли стоять, допустим, статуи на таких вот красиво обработанных подставках. На мысль о том, что на тумбах в былые времена что-то крепилось, наводили срезанные остатки толстых металлических стержней по центру каждой. Почему-то подумалось, что эти строгих форм гранитные изделия вполне естественно смотрелись бы у входа на кладбище или у церкви. Тогда сверху на них могли находиться утраченные сейчас чугунные кресты, какие можно встретить в подобных местах. Ну, насчет кладбища в этой части города точных сведений нет. А вот церковь-то здесь точно была. На финской карте 1919 года обозначены земли, принадлежавшие российскому военному ведомству. В Калева это была территория нынешнего стадиона и спорткомплекса, что прямо напротив общежития медучилища. Примерно в пределах этого участка на картах конца XVIII-го - начала XIX веков обозначены полковой двор и полковая часовня. По разным версиям последняя на-ходилась в районе левого крыла школы № 6, либо чуть ближе к Батарейной улице. Однако вид наших тумб явно не соответствует облику обычных полковых церквушек той эпохи. Кстати, о том, что это были в основном сооружения временного характера, упоминается и в книге И.В.Троховой “Церковная история Выборга и его окрестностей”. Где же искать ответ на загадку?

Без особого уже энтузиазма, начинаю поиск в интернете, захожу на сайт финского архитектора Ланкинена о Выборге. Нахожу район Калева, листаю схемы расположения улиц и зданий, сверяясь с современной картой. И вот… Маленький квартал деревянной застройки в пределах нынешних улиц Пер-вомайской, Некрасова и идущих перпендикулярно им, но ныне не существующих Саирааланкату и Каппеликату, хотя и находится немного в стороне от нашего места, но заинтересовал меня. А точнее - участок номер 35 на схеме, где обозначена (рядом дана фотография ее рисунка-макета)… синагога. Вот так. Искал одно, а нашел совсем другое. Но от этого не было разочарования, а даже наоборот.

О том, что в Выборге была синагога, знают многие, но некоторые считают, что она находилась в районе нынешней СЭС. Это неверно, так как там располагался молельный дом Финской свободной церкви, да и большой крест на фасаде, явно видный на многих финских фотографиях, красноречиво говорит сам за себя. И вот теперь местонахождение синагоги для меня становится более-менее ясно, надо только попытаться привязать план Ланкинена к современному ландшафту. Судя по изображению, это было деревянное, но весьма примечательное строение с башенкой на углу и оригинальными переплетениями оконных рам в форме звезды Да-вида. Оно выделялось среди других домов квартала ещё и тем, что стояло как бы немного отступив от общей линии и образуя этим более широкое пространство тротуара перед своим фасадом. Поэтому есть надежда отличить казалось бы абсолютно похожие между собой остатки фундаментов.

Вот бывшая линия домов: косвенно её подтверждает ровный ряд старых деревьев, да и пара заросших травой канализационных колодцев вписываются в ту же траекторию. А вот, похоже, и то место. На взгляд, и расстояние от бывшей Саираалан-кату подходящее. Участок 35 на схеме был вторым от неё. Да, это он. Редкие осколки битых кирпичей, земля черная с золой - видать, горело когда-то здесь сильно. Закончила свой век выборгская синагога в пожаре войны. А как и когда начинала? И тут сведения тоже довольно скудны.
Известно, что в княжестве Финлядском существовали определенные ограничения в проживании еврейского населения на его территории. Исклю-чение составляли солдаты, от-служившие службу. Они могли остаться здесь вместе с семьями. Со временем в Выборге появилась полноценная община. Есть сведения о молельном доме, относящиеся к 80-м годам XIX века, но, вероятно, это было съёмное помещение. А вот настоящая синагога в районе Калева появилась только в начале XX века. В 1905 году архитектор Сольберг разработал проект каменного здания. Но на его реализацию не хватило средств. И в 1909 году Виктор Риихеля на основе того же проекта создает проект уже деревянной постройки, который и был воплощён в жизнь в 1910 году. Выходит, время существования синагоги - около 30 лет. Для здания это мало, а по человеческим меркам - это все-таки много. За это время кто-то мог умереть, кто-то родиться и вырасти, зимы меняли весны, после дождей в ажурные окна заглядывало солнце, в праздники во дворе играли нарядно одетые дети, ожидающие своих родителей с молитвы. Мимо по тротуару проходили люди. Проходили и уходили куда-то - как уходят годы прожитой жизни...

Сейчас ноябрь. Конец осени - начало зимы. Днем оттепель, а к вечеру уже подмораживает. Корявые сухие ветки старой яблони тянутся к прохожим, будто просят о помощи. Рядом - голая ветка рябины с ещё сохранившейся гроздью. Пробую. Гор-чит. Так, собственно, и вкус истории - он ведь тоже с горчинкой… Ну а что же с нашей загадкой про тумбы? А она еще ждет своего ответа. Хотя, возможно, кто-то его давно уже знает…

Читайте также