МАЛЕНЬКАЯ ЛОЖЬ РОЖДАЕТ БОЛЬШОЕ НЕДОВЕРИЕ
Вряд ли остались наивные люди, которые до сих пор верят в абсолютную независимость СМИ. Давно прошло то золотое время, когда только на одних объявлениях о купле-продаже и коммерческой рекламе, слегка разбавленных еще недавно ненаказуемыми сомнительными публикациями и жареными фактами, можно было содержать редакционные коллективы. Доходы от продажи газет и от подписки также составляют незначительную часть бюджета редакции. Сейчас издания заключают договоры с теми, кто заинтересован в регулярном освещении событий в конкретном регионе или городе. Как правило, таких «желающих» немного, но заинтересованность их обусловлена требованиями законодательства.
Деятельность масс-медиа регулируется законом о СМИ, в который периодически вносятся поправки, ужесточающие ответственность за то, как «слово наше отзовется». Поэтому когда та или иная газета настойчиво заявляет о своей независимости, то сведущие люди прекрасно понимают, что это как минимум лукавство. От чего независимось – от этических норм, от обязательств, от долгов? Все это сильно напоминает сомнительную рекламу, восхваляющую «чудодейственные» препараты, малопопулярные товары или услуги. К счастью, отечественный потребитель давно уже приучен скептически относиться к рекламным слоганам и пафосным заявлениям.
Требования к ответственности редакций за контент, как и к действующим журналистам, все время ужесточаются, и все СМИ, независимо от того, нравится им это или нет, обязаны данным требованиям подчиняться.
Гонзо-журналистика, что цвела пышным цветом в девяностые годы, в наши дни откочевала в область колумнистики, а с расцветом социальных сетей прочно обосновалась в Интернет-пространстве. Желтизна публикаций и все эти «скандалы, интриги, расследования» давно высмеяны самим журналистским сообществом.
Гонзо-журналистика, зародившаяся в США в 60-е года прошлого столетия, отражала субъективный взгляд репортера на происходящие события. Отличается агрессивностью повествования от первого лица, часто — нецензурной речью, сарказмом и преувеличением. Основоположником является Хантер Стоктон Томпсон, который придумал девиз репортерской безответственности: «не события создают репортера, а репортер — события». То есть, во главу угла ставится не стремление к объективному отображению событий, а авторские эмоции и превалирование личного восприятия над ценностью самого события. Символом гонзо-журналистики является шестипалый кулак, в котором зажат цветок пейота — кактуса, из которого производят наркотик мескалин.
Мы же сегодня наблюдаем то, чем другие давно переболели. Но какое отношение активность граждан на уровне соцсетей и небольших сайтов (а по сути – личных веб-дневников) имеет к журналистике? Никакого. Да, у нас свобода слова, но давайте все же различать журналиста и блогера. Хочется напомнить в этой связи слова гуру журналистики Владимира Познера: «Блогеру не надо проверять факты, он может врать все, что угодно. Никакого контроля нет, в отличие от журналиста». И еще: «Чем меньше аудитория, тем больше у тебя свободы». Нужно ли доказывать, что разнузданность, домыслы, недостоверные сведения, ненормативная лексика – это удел блогеров с ничтожно малой аудиторией?
К сожалению, приверженцы гонзо-журналистики начисто отрицают профессиональную этику. И следовательно, пренебрегают такими понятиями, как репутационный ущерб и дискриминация по национальным или, скажем, конфессиональным параметрам. Это не значит, что настоящая журналистика – беззубая или излишне комплиментарная. Просто время все расставило по своим местам, и общество ждет от СМИ не кликушества или истерик, а достойного и цивилизованного освещения жизни социума.
Типичный пример правового нигилизма мы наблюдали в прошлом году, когда прокуратуре пришлось вынести одному из выборгских СМИ предписание о недопустимости нарушений федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Прокуратура так отреагировала на жалобы возмущенных читателей по поводу статьи «Выборгская полиция не отвечает на звонки «02» (автор Д. Егоров, «ВВ») от 12 августа 2015 года, в которой жители города были названы «фауной», а Выборг «несчастным финским городом».
Впрочем, таких примеров можно привести немало, «Выборгские Ведомости», как известно, специализируются на унизительных высказываниях в адрес земляков. Оскорбительных и далеко не всегда правдивых. А выпады по отношению к коллегам из других городских СМИ – излюбленный демагогический прием «большой газеты для маленького города».
Что же касается финансовой «независимости» «ВВ», о которой так настойчиво распространяется издание, то читателям неплохо бы знать некоторые нюансы. К примеру, что 75 % расходов на бумагу и на полиграфию этому изданию дотирует Правительство Ленобласти. Это факт может стать для некоторых поклонников лихого стиля «независимой» газеты полной неожиданностью.
Не так давно «ВВ» перешли на еженедельный выпуск своего издания, а количество полос зачастую составляет 32. Кстати, уведомлять официальные органы и профессиональные союзы об изменении выхода и тираже в редакции «ВВ» не торопятся. К примеру, на сайте Лениздата, да и в выходных данных газеты до сих пор размещены старые сведения, утверждающие, что она выходит дважды в неделю тиражом в 5 тысяч экземпляров.
Что касается реального тиража издания, то согласно справке, полученной от Санкт-Петербургского газетного комплекса, тираж «ВВ» составляет 2100 экземпляров в неделю (это гораздо меньше официально публикуемого!).
Недостоверные сведения о тираже – довольно серьезное нарушение. Тут явно просматривается пренебрежение к закону, минимум, по двум статьям.
Первое: в статье 13.22 КоАП РФ «Нарушение порядка объявления выходных данных» говорится о том, что выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными…влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Штрафы по этой статье, кстати, отнюдь не драконовские.
Второе: сокрытие реального тиража подпадает под действие статьи 14.33 КоАП РФ о недобросовестной конкуренции, которая предусматривает наказание от 100 тысяч до полумиллиона рублей.
И последнее. В нынешнем году «ВВ» объявили о так называемой издательской подписке – теперь подписаться на газету можно только в офисе редакции, поэтому реальное количество подписчиков - тайна за семью печатями. Так, может быть, имеет смысл и рекламный слоган видоизменить? Например, на такой вариант: «Не очень большая газета для сравнительно не маленького города». Как-то это, согласитесь, ближе к правде…
Екатерина СЕМЁНОВА
Читайте также
-
В «Эрмитаж-Выборге» проходит выставка художественных поколений
-
Детективная история, произошедшая в доме Пера Урсина
-
9 декабря можно задать вопрос об обязательной регистрации животных
-
Работы воспитанников студии «Палитра» весь декабрь будут радовать читателей библиотеки на Спортивной, 10
-
Свыше 300 килограммов «гуманитарки» – подарок от Выборгской таможни воинам СВО
-
Сегодня прошла презентация КПО «Островский» в Выборгском районе