МАКСИМ ГЛАДКОВ: СЛУЖУ В ТЕАТРЕ 20 ЛЕТ...
«…В выходные мы всей семьей выбирались на прогулку: ходили в кино и, конечно, заглядывали в любимое кафе. Рига всегда славилась маленькими, уютными и очень аккуратными кофейнями, где можно было не спеша насладиться чашкой ароматного напитка…»
Город моего детства
– Рига – европейский город. Даже в советские времена он отличался от городов Советского союза своей культурой, архитектурой (безумно красива старая часть Риги), чистотой, обилием зелени, каналом, который соединяет несколько городских парков. Мое детство проходило в этих парках, часто мы гуляли там с дедом. Мои родители остались в Риге – навещая их, я с удовольствием прогуливаюсь по паркам, отмечаю перемены, вспоминаю детство, деда…
В этом городе остались и друзья, у нас была отличная компания. Конечно, нас поразбросало: я живу в России, пара ребят уехала в Германию, некоторые остались в Риге, но каждое лето мы встречаемся в Юрмале.
Первые шаги на сцене
Еще школьником Максим ГЛАДКОВ занимался в театральной студии при Рижском молодежном театре.
– Первыми моими театральными педагогами были актеры и режиссеры ТЮЗа, например, известный актер и режиссер Олег ФОМИН, который многому меня научил. Мои первые профессиональные шаги на сцене были в двух спектаклях нашего ТЮЗа. В одном мы с друзьями были заняты в массовке, а в «Приключениях Тома Сойера» у меня была роль Сида. Руководил ТЮЗом легендарный Адольф ШАПИРО, который сегодня ставит спектакли в Москве, Санкт-Петербурге и за рубежом. В то время это был лучший молодежный театр Советского союза. Было две труппы: латышская и русская, и соответственно – два репертуара. Спектакли Адольфа Яковлевича приезжали смотреть со всего Союза, попасть на них было весьма трудно.
Рига – театральный город: Русский драматический театр имени Михаила Чехова, который в свое время играл на этой сцене, Театр кукол с двумя труппами, Латышский национальный театр, Художественный театр, Театр оперы и балета. К сожалению, в 1992 году были закрыты и наш ТЮЗ, и Театр оперетты.
Несмотря на то, что бываю в родном городе ежегодно, редко удается посмотреть местные постановки, потому что, как правило, летом в театрах каникулы. Правда, несколько раз удавалось застать репетиции. Бывает, вырываюсь к родителям в январские каникулы и тогда обязательно бываю в местных театрах.
С третьей попытки
– До того, как я поступил в Нижегородское театральное училище, дважды штурмовал Москву. Не покорилась столица. Три года работал водителем трамвая в Риге. Затем вновь отправился в Москву, и вновь не поступил, и мой приятель, который работал в столице, а заканчивал в свое время Нижегородское театральное училище, посоветовал мне отправиться в Нижний Новгород…
На вступительных испытаниях хотелось показать себя с разных сторон, поэтому чего только ни читал: и драматические, и комедийные произведения – стихотворение в прозе Тургенева «Собака», монолог Хлестакова из «Ревизора», отрывок из «Тома Сойера», стихи от Агнии Барто и до Расула Гамзатова и, конечно, Лермонтова. Благодаря хорошим учителям – актерам Рижского ТЮЗА, которые занимались со мной и наставляли: «Поступление в театральное училище – это ярмарка, большая конкуренция, нужно понравиться, зацепить…», у меня был богатый репертуар…
Во время учебы студентов редко брали в постановки, только на последнем курсе педагог Василий БОГОМАЗОВ на спектакль «Ромео и Джульетта» в массовку пригласил студентов. Зато были у нас учебные спектакли, которые мы сами ставили, возили по школам, детским садам. Мы были полностью загружены: у студентов учебный день начинался в 9 утра, а заканчивался в 8-9 вечера. Много основных предметов: актерское мастерство, сценическая речь, вокал, танец, а также общеобразовательные дисциплины. Во время сессии приходилось забывать даже о сне.
Спасибо великим мастерам. Не могу не вспомнить Рузанну Вандиковну БУНАТЯН, в годы моей учебы в Нижегородском училище она заведовала отделением, готовившим актеров театра кукол. Это была настоящая мама для всех, в училище работали многие ее бывшие студенты. Кстати, ученики Рузанны Вандиковны сегодня разбросаны по всему миру, и со всеми она поддерживает связь.
Мастер курса Евгений Васильевич ХРАМОВ – замечательный артист Нижегородского театра кукол. Особые отношения у меня сложились с педагогом по речи Альбиной Васильевной ГУЩИНОЙ. Она просто влюбила меня в свой сложный предмет, однажды заметив: «У тебя прибалтийский говор». А я всегда любил читать стихи и полагал, что у меня прекрасная дикция. Такое заявление меня задело, и я решил, во что бы то ни стало исправить «дефект».
Можно я третьим буду?
То, как Максим попал в Выборг, – это целая история. Целый год он, студент Нижегородского театрального училища, собирался в Тулу, куда его звали выпускники прошлых лет. Кстати, ждал его там и местный режиссер. Но однажды в училище приехал художественный руководитель театра «Святая крепость» Юрий ЛАБЕЦКИЙ...
– Убежден, что все судьбоносные вещи происходят не запланировано. В тот момент внутри меня что-то щелкнуло… Юрий Евгеньевич пригласил в Выборг моих друзей-однокурсников – Ильдара и Галину БАСЫРОВЫХ. Мы не хотели расставаться, но он брал двоих. Тогда мы вместе подошли к нему, и я спросил: «Можно я третьим буду?». Он обещал подумать, а через несколько дней пришла телеграмма, в которой Юрий Евгеньевич пригласил нас троих на работу с такого-то числа. И вот мы уже 20 лет служим в выборгском театре, дружим до сих пор.
Мои учителя мне дали многое, их навыки я перенял и использовал в работе с детской студией театра «Святая крепость». Сейчас временно не преподаю сценическую речь, но продолжаю сотрудничать с ребятами, потому что в репертуаре студии остались мои режиссерские работы. «Кошкин дом» жив, ребята его играют, а потому репетируем. К Дню Победы восстанавливаем спектакль по поэме Роберта Рождест-венского «Реквием», который не играли несколько лет.
«Свекровь» встречайте в мае…
Вторым режиссером Максим выступил и в совместной работе с заслуженной артисткой РФ Татьяной ТУШИНОЙ – постановка «Сто поцелуев за горшок» (по сказке Андерсена «Свинопас»). Спектакль, между прочим, получил высшую театральную премию «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол».
– Готовимся к премьере «Урод@добрый мальчик.ru» по сказке Погорельского «Черная курица» (режиссер Кирилл СБИТНЕВ). Спектакль адресован и молодежи, и взрослому зрителю. Я играю Черную Курицу. Ну а что касается режиссерской работы, то свое время мой спектакль для детей «Тряпичная кукла» был отмечен на фестивале детских театров и студий в Санкт-Петербурге. Тогда я получил диплом как лучший режиссер, а юная Арина ЛАБЕЦКАЯ, игравшая в нем, – за роль Панды. А на днях стало известно, что Аринин режиссерский дебют – спектакль «Винни Пух и все, все, все» отмечен на фестивале спектаклей для детей «Санкт-Петербург – детям». Теперь уже Арина награждена как лучший режиссер, а я – за роль Ослика Иа.
Актерам театра приходится петь и танцевать. Помните нашу работу «И на войне была любовь…»? Спектакль сделан по военным песням, в нем нет ни одного слова, которое обычно произносят драматические актеры. Мы только поем и танцуем. И лихо это делаем!
Музыка – это атмосфера спектакля.
Максим занят во многих постановках театра: его можно увидеть и в спектаклях относительно новых («Ханума», «А поутру они проснулись», «Тестостерон»), и в более ранних, давно полюбившихся зрителю – «Вы дура, Плюш!», «Жак и его господин», «Болеро», «Идиот!», «Ромео и Джульетта» и многих других. В мае зритель увидит еще одну премьеру «Свекровь по вызову».
– Актеру обычно сложно сказать, какая роль для него самая любимая, но можно выделить ту, которая изменила тебя, отношение окружающих к тебе, или что-то в твоей жизни. Для меня это Жак в пьесе «Жак и его господин» и Платон – «Правда – хорошо, а счастье лучше». Последний спектакль играем много лет, но каждый раз, выходя на сцену, не перестаю кайфовать от того, что произношу этот текст, играю в этом спектакле и с этими партнерами.
Карло Гольдони как-то сказал: успех актеру приносит не главная, а хорошая роль. И правда: у великой Фаины Раневской за ее долгую актерскую жизнь практически не было главных ролей, но ее знают и любят миллионы.
С кино как-то не сложилось
Как признается Максим, на фестивале «Окно в Европу» ему не всегда удается увидеть новые фильмы, но потом он пересматривает их в интернете. В свое время он пробовал себя в кинематографе, у него три эпизодические роли в сериалах: «Слово женщине», «Тайны следствия» (там ему достался своеобразный персонаж – дежурный в вытрезвителе) и «Улицы разбитых фонарей».
– На съемочной площадке часто случается форс-мажор - съемки могут переноситься, а так как я занят в театре, свободного времени маловато. Следовательно, приходилось отказываться от съемок. Так что с кино у меня отношения не сложились…
Люблю «Современник» и Марину Неелову
– Из-за большой загруженности в своем театре не хватает времени бывать в других, хотя очень люблю «Современник». Раньше часто смотрел его постановки. Марина НЕЕЛОВА – просто потрясающая актриса! Очень хотелось бы увидеть ее новую работу в спектакле «Дама» по пьесе польского драматурга Тадеуша РУЖЕВИЧА…
Если же говорить о современных российских режиссерах, то могу назвать партнеров театра «Святая крепость» Кирилла Сбитнева и Георгия ЦНОБИЛАДЗЕ – отличные ребята, с ними интересно работать. А вот сказать, что мне нравятся современные драматурги, не могу – дальше пятой страницы их пьесы обычно не дочитываю… Неинтересно.
Ах, Александр Сергеевич!...
– Люблю Лермонтова, но Пушкин – гений!. В моей жизни был счастливый период, когда в библиотеке Алвара Аалто я читал всего «Евгения Онегина». Тогда вместе с замечательной выборгской пианисткой Натальей ВАЛЬЧЕНКО у нас сложился интересный проект: на мне – стихотворная часть, на ней – музыкальная. Наталья сама составляла репертуар к стихам.
И стихи поэтов Серебряного века я тоже люблю...
Выборжцы, конечно, помнят прекрасный телевизионный проект, где Максим Гладков читал стихи Лермонтова на фоне прекрасных пейзажей Монрепо. Незабываемо!
В выходные я – Обломов
– Выборг давно стал для меня родным городом, с удовольствием в хорошую погоду прогуливаюсь по набережной с собакой. Нравится Монрепо, вообще мне близка природа, где тихо, спокойно, где можно поразмыслить, помечтать, отдохнуть. Нравятся выезды на природу в небольшой дружеской компании - шумные сборища не для меня. В выходные я – Обломов, предпочитаю отдыхать на диване. Под настроение могу что-нибудь почитать, послушать или посмотреть.
Под конец беседы мы вновь вернулись к музыке, и Максим Гладков сказал: «Особых пристрастий нет, нравится музыка, которая трогает душу. Это может быть и классика, и фольклор и даже эстрада». На мой вопрос «под занавес» о мечте ответил: «Работать с интересным режиссером на интересном материале».
Записала Маргарита ЗАХАРОВА