ЛЮДВИГШТАЙН
Остров Людвигштайн известен, вероятно, любому, кто слышал о парке Монрепо, даже не побывав в нем. “Скала Людвига” (так переводится с немецкого название острова), превращенная в остров-кладбище, семейный некрополь баронов Николаи, властно притягивает к себе воображение.
Сегодняшний облик Людвигштайна, с капеллой Людвигсбург, увенчивающей остров, растиражирован во множестве изображений - и часто представляется “единственно возможным”. Однако в конце XVIII в. дело обстояло совсем по-иному. Не было ни капеллы, ни кладбища, ни самого названия “Людвигштайн”.
Людвиг Генрих Николаи первоначально называл остров “Эрмитажем” или “Скалой отшельника”. На остров была перенесена урна в память о Ф.Г. Лафермьере, а остров с парком соединил сначала деревянный мост, а позже - насыпная дамба. На острове началось строительство грота Медузы (о чем мы рассказывали прежде), а Людвиг Генрих уже был захвачен новой идеей - построить здесь… готический замок. Нет-нет, не для того, чтобы жить в нем, а для того, чтобы украсить парк сооружением, которое - при всей своей экзотичности - идеально бы вписалось в окружающий ландшафт. Не будем забывать, что в конце XVIII в. Европу охватил интерес к готике, и Л.Г. Николаи шел в ногу со временем. Потому и в планах Николаи был не только готический замок, но замок-руина. То есть предполагалось создать “искусственную древность”, что было исключительно модно в европейских садах.
Любопытно, что в истории с готическим замком Людвиг Генрих действовал и как рачительный владелец имения, и как поэт: замок был нужен Николаи не только для украшения парка, но и потому, что Людвиг Генрих сочинил целую историю. Историю для будущего замка на острове. Это довольно мрачная легенда о шведском короле Эрихе, заточённом своим братом Юханом в башне на острове. По Николаи, после девяти лет заточения Эрих был отравлен братом, и, как сказано в поэме “Имение Монрепо в Финляндии. 1804”, дух Эриха “… всегда в полночный час / Вкруг камня этого, свирепый, бродит / Проклятья шлёт, цепями громыхает / И оглашает воем грот Медузы”. Всё это, конечно, весьма поэтично, но определенно является плодом фантазии Николаи. Однако Людвиг Генрих был не так уж далек от реальных фактов, использовав в легенде трагическую историю короля Эрика XIV и связав его имя с выборгской землей. В действительности Эрик в Выборге бывал, и по его указанию в 1560-1564 гг. была перестроена главная башня (донжон) Выборгского замка.
Однако в середине XVI в. никакого готического замка на территории Монрепо не было. Не появился он и при Л.Г. Николаи, хотя владелец Монрепо заказывал его проекты разным архитекторам: Дж.А. Мартинелли (1798 г.), П. Гонзага (1804 г.), Ж.Ф. Тома де Томону (1809 г.). Чертежи Тома де Томона сохранились в коллекции архитектурной графики Монрепо в Хельсинки. Возможно, предложенные проекты оказались слишком дорогостоящими, и от строительства замка пришлось отказаться. Однако легенда продолжала жить и без него. На плане парка, приложенном к изданию поэмы Николаи о Монрепо 1806 г., на острове отмечено “место, предназначенное для башни Эриха”.
Название “Людвигштайн” остров получил уже после смерти Л.Г. Николаи (1820 г.), когда сын Людвига Генриха, Пауль Николаи перенес с кладбища Сорвали на остров останки своих родителей, Людвига Генриха и Иоганны Маргаретты. В период между 1822 и 1830 гг. на острове была построена капелла, названная “Людвигсбург”. В первом ярусе находились бюсты Л.Г. Николаи и его супруги. Интерьер первого яруса был украшен витражами. По внутренней лестнице, которая имеет отдельный вход, можно было подняться на открытую видовую площадку. Капелла была построена по проекту английского архитектора-неоклассициста Ч.Х. Тэйтэма - автора еще одного знаменитого сооружения в Монрепо, обелиска братьев Броглио, о котором мы уже рассказывали.
Идея острова-кладбища, расположенного в парке, имела к тому времени почтенную и богатую культурную историю. Самым известным является, пожалуй, могила Ж.Ж. Руссо в парке Эрменонвиль. Захоронение Руссо вызвало множество “реплик” и подражаний в парках Европы и России.
С 1820-х гг. остров, теперь уже “Людвигштайн”, был связан с берегом паромной переправой. Таким образом, семейный некрополь был недоступен для посторонних посетителей, осматривавших парк.
На острове-некрополе нашли упокоение все бароны и баронессы Николаи. Последнее захоронение на Людвигштайне относится к осени 1943 г., когда скончалась графиня София Луиза Татьяна фон дер Пален, сестра последнего барона Николаи, Пауля Эрнста Георга.
На сегодняшний день захоронения на Людвигштайне и сама капелла Людвигсбург требуют реставрации и ухода, потому и доступ на остров для посетителей запрещен из соображений безопасности и охраны памятников. Надеемся, что в обозримом будущем Людвигштайн вновь обретет тот вид, который всегда поражал своей таинственной красотой посетителей Монрепо.
Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо”
Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”
Читайте также
-
Главная задача оперштаба Ленобласти – безаварийное прохождение праздничного периода
-
Антимонопольщики предупредили ретейлеров о недопустимости роста цен в предновогоднее время
-
В Выборге проходит турнир по боксу памяти основателя «Фаворита»
-
Ильичево Выборгского района избавили от задымления
-
Надежда, Рябиновый полуостров, Селезнево – новые названия железнодорожных остановок
-
В Приморске Выборгского района задержали мужчину, который поджег детские коляски