Зоя Трифанова: мастер ниткографии

Зоя Трифанова: мастер ниткографии
1342
Зоя Трифанова с детства что-то придумывала и увлекала окружающих

Однажды ей попалась на глаза картинка: обычная кружка на ярком фоне, но…из ниток. Зоя Ивановна на тот момент уже и крестиком вышивала, и шила, и вязала, и лепила, а с такой техникой встретилась впервые. 

С этого и началось увлечение Зои ТРИФАНОВОЙ ниткографией. Не все знают, что это такое, поэтому стоит пояснить. Для этого рукоделия фактически нужны две вещи: нитки и клей. Ну и терпение, конечно, аккуратность и умелые руки – куда без этого... Рисунок, выполненный из наклеенных на картонную основу ниток, выглядит фактурным, объемным – эффектно, ничего не скажешь!

После окончания Выборгского медицинского училища Зоя получила направление в Подпорожский район, отработав там, как полагалось молодым специалистам, два года, вернулась домой. Здесь в Выборге встретила своего будущего мужа, вышла замуж, родила сыновей. В то время сложно было устроить детей в садик, поэтому Зое Ивановне пришлось оставить медицину и переквалифицироваться в воспитатели – дети были пристроены. Когда сыновья выросли, она перешла в социальную службу, много лет занималась творчеством с подопечными (дети с ограничениями по здоровью либо находящиеся в трудной жизненной ситуации, пожилые люди и инвалиды) социального центра. Тогда-то и познакомилась с ниткографией.

– Мне нравится создавать аппликации, всегда с нетерпением жду, как воплотится моя очередная задумка, – говорит мастерица. – Идеи черпаю отовсюду, тем более что разноцветных косичек из ниток у меня наплетено с лихвой, на несколько работ вперед.

Пейзажи, натюрморты, серия работ по мультфильмам и сказкам Пушкина – есть на что посмотреть в ее коллекции. Но больше всего, по словам Зои Ивановны, ей нравится воспроизводить виды Выборга. Первой была аппликация с фасадом городского рынка, затем появились Круглая и Часовая башни, башня Ратуши, Лось, замок, капелла Людвигштайн, часовня Георгия Победоносца у Южного кладбища. Нитки использует хлопчатобумажные, связанные косичками. Рисунок создает сама по фотографиям или по памяти. Выкладывает на картонной основе нитки, смазанные клеем, затем прижимает прессом. Начинает с мелких деталей, затем переходит к более крупным. Чаще всего ее аппликации в двух форматах: А-4 и А-5.

Работа, конечно, ювелирная, но это далеко не все, что умеет мастерица: на бумаге она с успехом может выложить рисунок ватными дисками, а то еще и крупой… О том, что шьет, вяжет, рисует по батику, мы уже и не говорим.

Зоя Ивановна охотно раздаривает свои изделия родным, близким, в том числе и из других городов. Говорит, что в пору ее работы в социальном центре, там все стены были украшены аппликациями. И удивлялись им не только коллеги, но и многочисленные гости, приезжавшие из Финляндии, Швеции, Дании, Германии. Шутки шутками, а получается, международное признание!

О том, что значит для человека его увлечение, говорит такой факт: отправляясь в санаторий, Зоя Ивановна помимо чемодана с личными вещами неизменно берет с собой нитки, клей, картон – сама рукодельничает и приобщает к ниткографии всех желающих.

– Я с детства что-то придумывала и увлекала за собой других. Помню, проснусь утром, косу заплету и на крыльцо, а там уже соседские ребята ждут: «Зоя, чем мы будем сегодня заниматься?». – Ясно чем: вчера в магазин играли, намусорили, сегодня мы – дворники. Пойдем всей оравой в лес, наломаем ольховых веток, свяжем веники и подметаем двор. Зимой, бывало, устраивали конкурс снежных скульптур или льдин (их ломали у берега водоема – узоры получались самые разные). А летом у завалинки лепили из глины. В дождливые дни рисовали кукол, вырезали их и играли, а еще шили из обрезков ткани. 

В конкурсе «Мастера Выборгской губернии» (ссылка на одноименную группу в соцсетях: https://vk.com/club209574188), организованном парком Монрепо с партнерами, рукодельница решила поучаствовать, чтобы познакомить горожан с выбранным ею видом творчества.

– Я очень люблю Монрепо. В молодости мы с мужем и детьми часто там гуляли, потом я водила туда внуков. И всегда с таким воодушевлением парк встречал нас, дарил эмоциональный покой, природа завораживала и настраивала на позитив. Сейчас в музее-заповеднике реставрация, его не узнать: раньше при входе в главные ворота с одной стороны – болото, с другой – дебри. А теперь высаженная аллея и топиарный фруктовый сад! Ухоженные дорожки и тропинки. Это такая красота, особенно, весной, когда деревья цветут и осенью, когда они в золотом убранстве…

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также