Юрий Молодковец: Фотография сегодня тотальная и бесконтрольная

Юрий Молодковец:  Фотография сегодня тотальная и бесконтрольная
849
Юрий Молодковец: Фотография сегодня тотальная и бесконтрольная

Посетители музея «Выборгский замок» удивляются, попадая из исторических залов второго этажа на выставку известного петербургского фотографа Юрия МОЛОДКОВЦА. Кажется, здесь даже в пасмурную погоду ярко светит солнце, и почти слышно, как звонят колокола. Выставка называется «Солнце в храме».

Эрмитажный фотограф, знакомый нам не только снимками музейных котиков, но и многочисленными фотопроектами, приехал в Выборг в третий раз ради презентации собственной выставки и встречи с почитателями его таланта. Экспозиция объединила снимки, сделанные в церквях и храмах. Начало коллекции положила поездка в Армению, где Юрий Молодковец побывал во время одной из своих творческих командировок.  

– Мы посещали многие храмы, и в какой-то момент, находясь в одном из них, я буквально ощутил, что это пространство наполнено важными словами, которые люди произносят каждый день, – рассказал фотограф. – И вот я прихожу сюда с камерой, появляется солнце, и это пространство становится для меня эмоционально насыщенным. В нём есть и визуальная, изначальная красота, которая возникает благодаря иконам и солнцу, которое их освещает, и та красота, которую привносят люди своими молитвами.

Началось всё в Армении, но идея оформилась не сразу. Я постоянно куда-то еду и что-то снимаю, и не всегда есть время сесть за компьютер, проверить, что в результате получилось. Но тут я наконец решил посмотреть снимки, сделанные в разных поездках, и обнаружил, что в них много солнца. Оно есть и на русском Севере, оно есть в Стамбуле, в Париже и Белграде. Так собрался большой цикл, который объединяет снимки, сделанные в разных топографических точках по всему миру. 

После презентации выставки Юрий Молодковец рассказал о работе в Эрмитаже и о своём видении такого явления, как фотография. 

 Об Эрмитаже

 – Есть нюанс, который всё время приходится опровергать. Меня в прессе часто называют главным фотографом Эрмитажа. Это не так, в Эрмитаже есть и другие фотографы, мы выполняем разные задачи. Но я работаю здесь 30 лет и смотрю на все процессы, происходящие в музее, насмотренным взглядом, воспитанным в Эрмитаже. И, конечно, не только снимаю, потому что чем старше становишься, тем больше появляется образовательных, что называется, вещательных проектов. В том числе, напрямую связанных с фотографией. Один из них называется «История искусства как фотографии в пространстве музея», где я осмысливаю работы старых мастеров и показываю, что фотографическое мышление появилось гораздо раньше, чем классическая фотография. Кроме того, есть экскурсия, которая называется «Эрмитаж, взгляд изнутри». Я рассказываю про историю Эрмитажа, про то, как он менялся, про историю искусства и какие-то неочевидные экспонаты, о которых редко говорят. Для меня Эрмитаж тоже храм – храм искусства. Я делаю здесь очень важное и ответственное дело, показывая музей через фотографии.

Мне удалось стать первым фотографом в мире, который снял музейное пространство ночью, когда свет заходит только через окна, когда высвечиваются фрагменты живописи, фрагменты экспозиции, и возникает особое пространство без людей, наполненное красотой и гармонией. Удивительное ощущение, когда ты пытаешься представить себе, что делают шедевры, отдыхая от человеческого внимания.

 О фотографии

 – Сегодня фотография тотально присутствует в нашей жизни. Но, мне кажется, это началось, как только «Кодак» произнес рекламную фразу: «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем всё остальное». Каждый раз, когда технический прогресс делает шаг вперед, появляется новое техническое решение в фотографии, которое приводит к какому-то визуальному результату. Фотография всё больше и больше завоевывает наше внимание, особенно в связи с появлением смартфонов, которые стали привычным инструментом практически для каждого. Мы смотрим на фотографию как на изображение, которое обладает какой-то художественной ценностью, что далеко не всегда так. Но если в живописи имена творцов известны, то в фотографии нет. Далеко не каждый вспомнит сегодня даже имя Альберто Корда, человека, сделавшего в 1960 году знаменитую фотографию Че Гевары. А ведь она оказалась в результате самой воспроизводимой фотографией в мире. Что же говорить об остальных фотографах, даже если делали отличные кадры? Можно ли сегодня назвать лучший снимок современности? На мой взгляд, нет.

 Информация и искусство

 Каждый день в мире появляется огромное количество снимков. Большая часть из них удостоятся лайка если только от любимой девушки. Возможно, некоторые из них гениальны. Но кто знает об этом, кроме вашей мамы, бабушки и кого-то еще? Фотография распространяется в интернете, и людям уже неинтересно, кто её сделал, профессионал или любитель. Я думаю, что распределение на профессиональную и любительскую фотографию закончилось 20−30 лет назад. Нельзя говорить, что человек, который зарабатывает деньги фотографией, профессионал, а тот, кто делает волшебные снимки, но не получает за это награды, не профессионал. Глобально фотографию можно делить на два направления – информацию и искусство. Если говорить в цифрах, то информация занимает 99 процентов, и лишь крошечный сектор – искусство.

 Кэнон или Никон, плёнка или цифра?

 Иногда и сегодня разыгрываются споры на тему: какая камера лучше – Кэнон или Никон? Я так скажу: лучшая камера та, которая у вас в руках. Потому что если вы даже потратили много денег и купили очень хорошую камеру, но она лежит у вас дома, то это не лучшая камера. Иногда я даже говорю, что лучшая камера – это смартфон, потому что он все время с тобой.

Среди фотографической общественности, обязательно найдётся человек, снимающий на пленку, который почему-то думает, что его фотография изначально лучше, чем любая цифровая фотография. Это не так. Просто они разные, и утверждать, что в аналоговой фотографии есть душа, а в цифре нет, это, на мой взгляд, странно.

 Об ответственности

 Выбрать фотографию из большого количества – огромная проблема. Мы говорим о том, что в мире переизбыток изображений, что нужно показывать то, что люди ещё не видели. Фотограф должен выбрать лучшее из своего архива. С одной стороны, раньше было сложнее снимать, потому что было ограничение по количеству плёнки. Сегодня возможностей больше, потому что цифра не ограничивает по количеству кадров. Зато ответственность выше. Поэтому я не думаю, что тогда было честнее и лучше, а сейчас проще и хуже. В любом случае фотограф должен думать и когда нажимает кнопку, и когда отбирает фото.

 О памяти

 Фотография еще выполняет глобальную функцию нашей цивилизации как сохранение памяти. Я часто натыкаюсь на фотографии в смартфоне, которые напоминают: оказывается, в моей жизни это было. Хотя, спроси меня минуту назад, я бы не вспомнил об этом. Фотография дает суперподсказку: мы вспоминаем не только то, что запечатлено на ней, но и то, что сопровождало это событие. Мы можем доверять нашим смартфонам и фотоаппаратам память о нашей жизни. Мы делали съёмку в Зале героев Отечественной войны 1812 года. Там размещены портреты генералов, которые принимали участие в этой военной кампании. Вместо некоторых портретов висят пустые рамы, потому что на момент создания этой галереи, фотография ещё не была изобретена, и многие умерли, не оставив после себя изображений.  

Вторая функция фотографии – это, конечно, универсальный язык, которым мы все владеем. Получив утром фото чашки кофе, понимаем, что у адресата наступило утро, скорее всего, у него всё хорошо. Да, это бытовой уровень, и, если мы хотим заниматься творчеством, нужно свой фотографический стиль поднимать на уровень творчества, уровень поэзии. Нужно смотреть и учиться говорить таким языком, который станет неотъемлемой частью нашей личности.

 Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также