Яркое искусство солнечной Аргентины представили в январском Выборге

Яркое искусство солнечной Аргентины представили в январском Выборге
1514
Ракель Сарангело, известная аргентинская художница

В библиотеке Алвара Аалто доктор культурологии Наталья РОЗЕНБЕРГ прочла лекцию на тему: «Образы современного искусства Аргентины». В этот день второе по населению после Бразилии государство в Южной Америке, стало нам чуточку ближе.

В течение десяти лет Наталья Абрамовна заведовала кафедрой культурологии в Выборгском филиале РГПУ им. Герцена. Ее исследование аргентинского периода творчества российского и советского художника Степана Эрьзи было поддержано грантом Российского гуманитарного научного фонда. Так совпало, что в эти дни в Московском Доме Художника проходила выставка «Степан Эрьзя и мы», где наряду с современными московскими скульпторами было представлено 13 его замечательных работ.

Наталья Розенберг много лет изучает искусство Аргентины

Сантьяго Веласко, Франциско Видаль, Виктор Кирога – это имена аргентинских художников, получивших образование в Европе.

- Этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама, - демонстрируя публике яркие пейзажи и увидев на фоне одного из них животное, играющее важнейшую роль в скотоводстве инков, цитирует стихи Маяковского Наталья Абрамовна.

С некоторыми аргентинскими художниками, посещавшими нашу страну, ей не раз доводилось общаться лично.

Их глаз настроен на другое восприятие природы. Природу Санкт-Петербурга, к примеру, они совершенно не воспринимают, им нужны контрасты, голубой, желтый, красный. – У латиноамериканцев другие цветовые ритмы в живописи. Наталья Розенберг

И действительно картины необычайно красочные и, казалось бы, простые незамысловатые уличные пейзажи так согревают и приятно радуют глаз, а некоторые заставляют серьезно задуматься.

Хуан де ла Мена - красивый одинокий гаучо, так писали об этом скульпторе. Гаучо – это субэтническая группа в Аргентине по духу близкая к ковбоям, но возникшая на сто лет раньше. Они образовались от браков испанцев с местными индейскими женщинами. Работая пастухами, гаучо вели полукочевую жизнь. Были храбрыми и искусными наездниками, а вместо револьвера носили за спиной длинный острый нож.

Наталья Абрамовна подробно останавливается на работах Степана Эрьзи, который был известен еще как музыкант и поэт. Он одним из первых скульпторов показал такое множество крестьянских типов.

Работа Степана Эрьзи

Дома, проповедник, аккордеонист, влюблённые, грешник – это емкие названия некоторых из его работ.

В Латинской Америке нигде так не популярен аккордеон, как в Аргентине. Наталья Розенберг

Много интересного слушатели узнали о скульпторе Степане Эрьзе, уехавшем из Советской России в 1926 году сначала на выставку в Париж, а потом в Аргентину.

В лесах Гран Чако Эрзя обнаружил субтропическое дерево кебрачо, из-за присущей ему твёрдости индейцы называли его «Ломай топор». Широкий диапазон цветовых оттенков, выразительная текстура и наличие своеобразных корней и наростов которого определили особенности новой манеры Эрьзи, заметно изменив его искусство.

Вернуться на родину он смог только спустя 23 года, захватив с собой коллекцию своих работ - 250 скульптур весом около двухсот тонн и два вагона материалов и инструмента.

Работа Степана Эрьзи

Показать не генералов, а простых аргентинцев - была основная идея. Я предложила вам всего лишь своё видение. Наталья Розенберг

Все, кто пришел на, казалось бы, не совсем обычную лекцию узнали, что в четвертой по посещаемости стране на американском континенте, кроме танго и футбола, есть ещё и замечательное изобразительное искусство.

Денис ГИЛЬМАНОВ

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также