Выра, или Путешествие в прошлое

Выра, или Путешествие в прошлое
1070
Русская печь в музее «Дом станционного смотрителя»

Ленинградская область настолько большая, что вряд ли найдется много людей, которые знакомы со всеми её достопримечательностями. Но иногда даже самые известные, распиаренные места вызывают восхищение, когда попадаешь в них первый раз. Как, например, музей «Дом станционного смотрителя» в Выре.

В областном ЗАКСе есть прекрасная традиция – приглашая журналистов на семинар, завершать его поездкой в один из районов региона.  На этот раз отправились в Лугу, чтобы познакомиться с городом и составить представление о том, как там обстоит дело с благоустройством. По пути остановились в Выре, где находится знаменитый музей «Дом станционного смотрителя». 

Между прочим, ехали по той самой дороге, по которой путешествовал не только Пушкин, но и Николай Второй. Динабургский почтовый тракт – так называлась дорога, построенная в 1830-1840 годах на месте прежнего Белорусского тракта. Её отсчёт начинался от петербургского почтамта, путь шел через Санкт-Петербургскую, Псковскую, Витебскую губернии, доходил до Динабурга, ныне Даугавпилса, и дальше – до Варшавы, соединяя столицу с западными и южными губерниями Российской империи.

Вырская почтовая станция находилась в старинной русской деревне Выра, первое упоминание о которой относится к 16 веку, и была третьей по счёту от Петербурга. Пушкин тринадцать раз останавливался здесь, отправляясь в своё имение в Михайловском и в южную ссылку. Дорожные наблюдения легли в основу «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» – «Станционный смотритель», «Выстрел», «Метель». Смотритель, много лет работавший на этой станции, стал прообразом Самсона Вырина – главного героя повести «Станционный смотритель». 

История этого музея весьма необычна: он появился благодаря инициативе нескольких энтузиастов. В 1972 году, когда музей был открыт, его экспозиция состояла всего лишь из 72 предметов. Впоследствии она выросла до пяти тысяч. В 2018 году музей был закрыт на реставрацию и открылся в декабре 2020 года полностью обновленный. Даже бывавшие здесь ранее коллеги были удивлены происшедшими переменами. Сегодня музей – это большой комплекс, в который включены, помимо почтовой станции 1834 года, конюшни, шорные мастерские и пожарная каланча начала 20 века.

Экскурсия начинается с домика станционного смотрителя, и грустная история о бедном чиновнике самого низшего – 14-го класса – приобретает осязаемые формы. Брошенный на деревянном диванчике тулуп, в котором смотритель выходил встречать путников. Кровать за пологом, где можно было прикорнуть. Непритязательные картинки на стенах. Большая русская печь. Легко представить, как сюда входит озябший с дороги Александр Сергеевич и просит чашку чая. Станция в Выре относилась к третьему классу, поэтому ни гостиницы, ни трактира при ней быть не могло. Посетителям предлагали – за отдельные деньги – чай или кофе, а к ним сливки, баранки и лепёшки. Такие станции ямщики старались проезжать, не останавливаясь. Но бывало всякое, и чтобы не проголодаться, путники брали с собой и чайные принадлежности, и еду. Любопытно, что самыми популярными продуктами в дороге были, да-да! вареная курица и яйца.

Если кто-то подзабыл содержание пушкинской повести, в музее можно послушать аудио­спектакль «Станционный смотритель». А еще узнать, насколько сложной и опасной была работа ямщиков, и почему фельдъегерям лошади предоставлялись в первую очередь.

Фельдъегерская служба, основанная в 1796 году Павлом I, обеспечивала доставку приказов, донесений, ценных бумаг и посылок. Длина Динабургского тракта составляла 496 верст или 529 км. В сороковые годы 19 века фельдъегеря должны были преодолеть это расстояние за 24 часа, в то время как почтовые кареты добирались за 4-5 суток. Неплохая скорость, учитывая тогдашние транспортные средства и дороги.

Частные лица путешествовали летом в четырёх– или восьмиместных каретах, а зимой в санях. Стоили поездки дорого: в зависимости от дистанции от 20 до 30 рублей серебром. Полное представление о путешествии по Динабургскому тракту дает одноименная экспозиция. По этой дороге петербургские дворяне выезжали с вместительными чемоданами и баулами на летние дачи в Псковскую и Витебскую губернии. На выставке представлены дорожная посуда; одежда разных сословий, а также товары, которые можно было купить на ярмарках вдоль дороги. Здесь даже воссоздан интерьер почтовой конторы, откуда можно было отправить письмо и получить корреспонденцию, и торговой лавки с типичными для того времени товарами.

Для тех, кто воспринимает мир на слух, подготовлена уникальная аудиозапись, воспроизводящая звуки, которые мог слышать путешественник по Динабургкому тракту в середине 19 века: звон поддужных колокольчиков, песни ингерманландцев и русские фольклорные напевы. 

Музей в Выре дает полное ощущение дорожной среды середины 19 века. И даже если вдруг вы не читывали «Станционного смотрителя», после посещения музея вам непременно захочется это сделать. И лучше всего – с детьми: для них здесь приготовлено много интересных экскурсий, игр и мастер-классов.

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также