Наталья Карпович в Выборге с коллекцией лиможских эмалей

Наталья Карпович в Выборге с коллекцией лиможских эмалей
1498
Наталья Карпович - видный общественный деятель, известный коллекционер, замечательная спортсменка

Среди представленных в ВЦ «Эрмитаж-Выборг» 115 работ наиболее ранними являются складни XVI века: «Поклонение пастухов младенцу Христу», «Христос перед Пилатом» и сцены погребения Христа. Несомненным украшением коллекции являются портреты XVII века, изображающие Генриха II и Екатерину Медичи, в рамах с эмалевыми украшениями.

Это первая официальная выставка малой части коллекции, которую наша семья долгие годы собирала по крупицам. Началось все с маленькой иконы Божией Матери середины XIX века и с украшений моих прабабушек, перекликающихся с французскими работами и русской финифтью, – рассказывает Наталья Карпович. – Мы пытались отразить всю эволюцию эмали с XVI века до 1980 годов. К сожалению, позже эмали стали в основном однослойными и штампованными. Представленные же здесь работы имеют 16-, 10- и 8-слойный обжиг ручной полихромной росписи, или техники гризайль. Многие из них сделаны с полотен Рафаэля, Боттичелли, Да Винчи.

Техника эмали начиналась с религиозной тематики как украшение церковной утвари. Начало ей было положено на востоке, потом лидером стала Франция. В 1540 году в Лиможе появляется новая эмальерная школа и упрощается процесс обжига. Техника гризайль, упрощенно говоря, заключалась в следующем: на слой темной эмали после обжига наносили слой белой. Затем путем частичного удаления белого слоя при помощи металлической иглы или специального шпателя наносился рисунок. После второго обжига некоторые части могли быть покрыты эмалью повторно, до получения тонкого, смягченного рисунка.

На выставке представлены два триптиха середины XVI века на религиозную тематику, выпаленные в технике гризайль, здесь можно проследить развитие мастерства эмальеров: появление фольгирования, росписи золотом и пр.

Всего в семейной коллекции более тысячи предметов. Семья, кстати, довольно большая: у Натальи шестеро детей и двое внуков.

– Как относятся к этим уникальным вещам младшие члены семьи?

– Я не переживаю по поводу того, что мои дети что-то разобьют. Они понимают значение предметов искусства и бережно к ним относятся. Это культура, которая прошла через века, и это история, к которой мы становимся причастны. Я благодарна Богу, что в моей жизни появилась уникальная возможность созидать. Моя самая большая мечта о том, что спустя десятилетия мои потомки смогут увидеть то, что сделано нами сейчас. После себя мы можем оставить только наш труд. 

 Традиции закладываются в семье, и я рада, что сегодняшняя – первая – выставка позволит этой коллекции быть увиденной. Ведь она дает возможность учиться современным художникам-эмальерам, занятым в этом нелегком художественном направлении. 

– Как, на ваш взгляд, объяснить родителям, что детей необходимо приводить в музей? В частности, на такую выставку, как эта?

Мне кажется, что в музее должны звучать имена тех, кто создал произведения искусства, и тех, кто их для нас сохранил. Ведь дети, погружаясь в эти удивительные и красивые истории, начинают интересоваться историей вопроса, у них развивается обзорное видение, у них появляется ощущение цвета и ассоциации...

Для меня это большой образовательный проект всей моей жизни.

Наталья Карпович родилась в Ленинграде в 1972 году.  Победительница чемпионатов мира и Европы по боксу, чемпионка мира по биатлону среди мастеров, президент Фонда развития женского бокса, мастер спорта по лыжным гонкам. В прошлом депутат Госдумы 5 созыва. В настоящий момент возглавляет Объединение многодетных семей Москвы и благотворительный фонд «Защита детства».

В беседе с мамой шестерых детей мы не могли не коснуться демографической ситуации, которая остро стоит не только у нас, но и во всем мире.

Единственная категория, которая не дает прироста, но и не снижается – это многодетные семьи по всей России. Сейчас три ребенка – скорее норма, чем исключение. Дети – это богатство и огромные инвестиции, которые дает людям Бог. Если бы у меня не было моих детей, то и не было бы меня такой, какая я есть сегодня. Они для меня всё.

Выборг – уникальный исторический город, сохранивший целостность и красоту. Здесь любой магазинчик, любое здание можно приравнять к музею. Уникальные мастера в городе, особенно потрясают кукольники…

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также