Вспоминая театральный мир Выборга

904
А каким запоминающимся был образ Мостакова

25 марта 1961 года, больше полувека назад, в Народном театре Советской Армии состоялась премьера спектакля по пьесе Максима Горького «Старик».

С полным основанием можно сказать, что после 90-х тема пьесы для многих стала актуальной: мстить или не мстить за все «хорошее» что сделали с тобой время и люди? Чем обернётся такая месть? Главные герои горьковской пьесы – Мостаков и его антипод, вернувшийся с каторги Старик.

Есть и еще один любопытный персонаж (он обозначен в конце списка действующих лиц) – Девица. Вот как характеризует эту героиню сам Горький: «Тупое, животное лицо с неподвижными глазами. Жадна, чувственна, глупа. Держится почти неподвижно и мертвыми глазами щупает все вещи, всех людей». Оценка жесткая, бескомпромиссная, и так во всех письмах и статьях, где упоминается пьеса.

«Старик» – воплощение зла: «Мне было плохо, пусть всем вам будет еще хуже». А «Девица», как собачонка при нём. «Родила в коровнике на морозе, ребеночек– то и задохся». И получила молодая женщина каторгу по полной за предумышленное убийство, и ломала, топтала её каторга, пока не подобрал её «авторитетный» (нынешним языком) «Старик» и не прибрал к рукам. И вроде бы все с ней ясно: роль явно второго, если не третьего плана.

Играла эту роль Галина Чемихина. Если не ошибаюсь, в то время, обычная работница, училась заочно, любила свою профессию и через несколько лет стала ведущим инженером на одном из ленинградских заводов. Народный театр был важной частью её жизни, но уходить в профессиональный Галина не предполагала.

Но вот что интересно: это была не «самодеятельность», а вполне себе самостоятельная деятельность. Режиссер и актриса, не меняя текста пьесы, одним жестом изменили финал спектакля. «Девица», в исполнении актрисы, восстаёт. Она неуловимым движением стягивает с головы черный платок, и тот словно стекает по ее плечу. Прошло столько лет, но я до сих пор ярко помню это гордое движение как символ того, что даже растоптанный, униженный человек способен подняться с колен. Может вернуть своё достоинство, вернуть самого себя.

Можно талантливо прочесть знаменитый монолог: «Быть?... или не быть?»… А можно просто стянуть с себя платок, тряхнуть головой и сказать этим не меньше, изменив финал этого отчаянно-грустного, печального спектакля одним жестом.

Вот такие актеры были в выборгских театрах, такие интересные сложные спектакли ставили…

Степан МОДЕСТОВ

Читайте также