Владимир Бортко: Творчество ставлю выше денег

Владимир Бортко: Творчество ставлю выше денег
85
Владимир Бортко рад общению со зрителями

Постановщик «Собачьего сердца» и «Бандитского Петербурга»

Культурная программа фестиваля российского кино «Окно в Европу» вместила в себя несколько встреч с известными режиссёрами киностудии «Ленфильм». Со зрителями общались Дмитрий СВЕТОЗАРОВ, Сергей СНЕЖКИН, Алексей ГЕРМАН-младший, Константин ЛОПУШАНСКИЙ. Многие пришли на встречу с Владимиром БОРТКО. И это не удивительно. Режиссёра знают и старшее поколение, и среднее, и совсем молодое.

«Мой папа – идеалист», «Блондинка за углом», «Единожды солгав», «Собачье сердце», «Афганский излом», «Мастер и Маргарита», «Идиот»…Владимир Владимирович также снял первых два фильма сериала «Бандитский Петербург» и несколько серий «Улиц разбитых фонарей». В Выборге Бортко бывал не раз, принимал участие в «Окне в Европу», в 1998 году получил здесь спецприз за картину «Цирк сгорел, а клоуны разбежались». В нашем городе снимались некоторые сцены экранизации «Тараса Бульбы», над которой трудился мэтр «Ленфильма». Известен Владимир Бортко и по работе в Госдуме РФ, где представлял фракцию КПРФ.

Сейчас, уже не один год, маститый режиссёр находится в вынужденном творческом отпуске. И признаётся, что очень соскучился по работе. Возможно, что-то ещё и снимет, даже бесплатно, хотя отказываться от денег нелепо. На одну пенсию прожить сложно. В общем, Владимир Владимирович на встрече настроен был несколько элегически. Но рассказал и о своём пути в режиссуру, и о творческих принципах, и о сотрудничестве с известными актёрами.

Из Матери городов русских – в Северную Пальмиру

Владимир Бортко родился в Киеве, который, по словам режиссёра, всегда оставался самым советским городом. После учёбы в геологоразведочном техникуме и службы в армии закончил Киевский государственный институт театрального искусства имени Карпенко-Карого, поработал на киностудии имени Александра Довженко, но быстро понял, что творческого развития там не будет. «Мелкотемье, махровый застой», – характеризует Бортко атмосферу того времени на киевской фабрике кино. И вместе с семьёй переехал в Ленинград. Как показало время, это был правильный выбор. Первой работой на «Ленфильме» стал фильм «Комиссия по расследованию». Сейчас его подзабыли, но картина снята добротно, чему способствовал и мощный актёрский ансамбль: Олег Ефремов, Евгений Лебедев, Ирина Мирошниченко, Михаил Боярский…Жанр производственной драмы сегодня не особенно актуален, не очень любили его зрители и тогда. Хотя сюжет в какой-то степени стал провидческим, предвосхитил катастрофу на Чернобыльской АЭС в 1986 году: разрушение технического канала реактора Северной атомной электростанции.

Феномен ленинградской школы кино

В 60-80-е годы «Ленфильм» являлся, возможно, самой творчески яркой киностудией в СССР. Здесь творили Алексей Герман, Динара Асанова, Илья Авербах, Виталий Мельников, Игорь Масленников, Сергей Микаэлян, Виктор Трегубович… В создаваемых картинах поднимались проблемы, затрагивать которые на других киностудиях или не осмеливались, или упоминали о них вскользь. Как считает Владимир Бортко, во многом это заслуга Фрижетты Гукасян, бывшей в 1960-1990-е годы главным редактором 1-го производственно-творческого объединения «Ленфильма». Она пробивала темы, за которые не брались и на «Мосфильме».

Деньги или искусство?

Не секрет, что сейчас едва ли не главная фигура в кинопроцессе – продюсер. Он достаёт деньги на съёмки, обеспечивает прокат и рекламу, решает массу важных вопросов. Порой кинобизнесмен считает себя главным не только около съёмочной площадки, но и на ней. Навязывает своё мнение режиссёру в выборе артистов, собственное видение сюжета – сценаристу. Владимир Бортко уверен, что в любом случае всё зависит от постановщика. А коммерческое кино может быть успешным и в творческом плане. Убедительный пример тому – «Крёстный отец» Копполы. Так что бизнес и искусство вполне совместимы. Хотя сейчас в битве за получением средств на постановку и в погоне за прибылью о художественной составляющей нередко забывают.

Трагедия как тема для творцов

По мнению Владимира Бортко, в истории нашего Отечества периодически происходят глобальные сломы, которые служат стимулом для творчества. Так, Великая Отечественная война, сама по себе являющаяся страшной трагедией, была отражена в таких великих фильмах, как «Летят журавли», «Баллада о солдате» и других. Сейчас постановщиков, равных Михаилу Калатозову и Григорию Чухраю, снявших эти шедевры, нет. Возможно, появятся после очередного слома.

Равен ли «Бандитский Петербург» «Крёстному отцу»?

В наше время сериалами никого не удивить. Встречаются среди них относительно качественные продукты, но большинство забывается на следующий день после окончания их демонстрации по ТВ. Кроме общедоступных телеканалов, к услугам любителей «мыла» различные онлайн-кинотеатры. В 90-е годы к работам над сериалами относились не как к конвейерному производству, привлекали маститых постановщиков. Не отказался от предложения продюсера Александра Капицы и Владимир Бортко.

– Во времена «Улиц разбитых фонарей» мы голодали. Капица предложил снять что-нибудь за 10 тысяч долларов. Естественно, я согласился. Позднее, когда решил сделать что-то зрительское, уже пришёл за историей к своему товарищу, писателю Андрею Константинову. Я прочел его книгу и понял, что это наш русский «Крестный отец». Это был «Бандитский Петербург», – вспоминает режиссёр. Оба сериала стали не просто популярными у зрителей, но и одними из самых любимых. Что лишний раз доказывает: важен не сам жанр, а тот, кто за ним стоит. Профессионал и рекламный ролик может сделать маленьким шедевром.

Любопытно отношение режиссёра к своим героям. Ведь в том же «Бандитском Петербурге» оба центральных персонажа «Адвоката», которых играют Дмитрий ПЕВЦОВ и Алексей СЕРЕБРЯКОВ, в конечном итоге оказываются вне закона, и речь не только об уголовном наказании. Пытается ли Бортко их оправдать, хотя бы в моральном плане?

– Гангстерский фильм заканчивается всегда одинаково – пуля в голову главному герою. По-другому не бывает. Если человек преступает закон, он выиграть не может никогда. В лучшем случае, потеряет те деньги, которые решил своровать. Так же заканчивался сюжет и у меня – пуля в голову двум людям, в общем-то, хорошим ребятам, которых жизнь заставила делать плохие вещи, – объясняет свою позицию Владимир Бортко.

Подход к актёру имеет значение

– Любимых актёров у меня нет, – признаётся режиссёр. За свою кинематографическую карьеру Бортко работал со многими мастерами экрана и сцены: Олег Ефремов, Евгений Лебедев, Владислав Стржельчик, Андрей Миронов, Евгений Весник, Евгений Евстигнеев… Все – потрясающие таланты и люди, знающие себе цену. Но преклоняться перед ними нельзя, можно уважать. Иначе порядка на съёмочной площадке не будет. Хозяином может быть лишь режиссёр. Потому Владимир Бортко не боялся отстаивать свою точку зрения или даже делать замечание, если было необходимо.

Во время работы над «Собачьим сердцем» Евгений Евстигнеев однажды, как деликатно высказался Бортко, позволил явиться на площадку во «взволнованном состоянии». Пришлось взять паузу. А ведь съёмочный процесс – дело дорогостоящее. После объяснений Евгений Александрович страшно гневался: «Ноги моей здесь больше не будет!» Но, успокоившись, великий актёр признал свою неправоту.

Не пришёл в восторг от некоторых ремарок режиссёра и Андрей Миронов, игравший в «Блондинке за углом». «Вы меня ещё учить будете?», – возмутился актёр. Однако в итоге на экраны вышел фильм, который помнят и любят до сих пор, хотя прошло уже несколько десятков лет.

Сергей БЕЗРУКОВ, исполнитель роли Иешуа в сериале «Мастер и Маргарита», сам пришёл за советом к режиссёру. Но Владимир Владимирович и не собирался его учить. Для этого есть театральные вузы.

– Работа сапожника всегда одинакова, то же самое и с актёрской профессией – она не меняется, – размышляет кинематографист. – Самое важное, чтобы актер был похож на свою роль не внешне, а внутренне. Работа с актёром, на мой взгляд, это когда ты ему говоришь: «Ты понимаешь, что ты играешь? Вот иди и играй». Я сталкивался с выдающимися актерами – чего стоит только один Басилашвили. В жизни наши взгляды не совпадают, но в искусстве мы с ним верим в одно и то же, – добавляет мастер. И объясняет успех своих картин очень просто: Я хорошо выполняю свою работу, за которую народ платит деньги.

Сергей КАРСАКОВ

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также