Виолетта Пригожина  обращается к уходящим культурным ценностям

Виолетта Пригожина  обращается к уходящим культурным ценностям
784

Архитектура часто попадает в поле зрения живописцев. На картинах Виолетты ПРИГОЖИНОЙ, чья выставка открылась в ВЦ «Эрмитаж-Выборг», изображены дома, усадьбы и церкви, взывающие о помощи.

Дача Людвига Крона на южном берегу Финского залива, церковь Св. Троицы на Пятой горе в Волосовском районе, усадьба Елизаветы Елисеевой в Белогорке, на берегу реки Оредеж в Гатчинском районе, доходный дом архитектора Шорохова на Большой Монетной, дворец «Собственная дача» Елизаветы Петровны, шлюзы Старо-Ладожского канала… В поле зрения художника попали архитектурные объекты, достойные сохранения в веках, но их состояние плачевно. Выставка, открытая в ВЦ «Эрмитаж-Выборг», называется «Сохранить нельзя разрушить» и будет доступна для посетителей до 2 апреля.

 Кандидат медицинских наук Виолетта Пригожина начала рисовать, будучи в весьма взрослом возрасте, когда ушел из жизни близкий ей человек. Осталась семья – дети, внуки, но в душе образовалась огромная пустота. Она вспомнила данный ей когда-то совет научиться рисовать и решила ему последовать. Тогда как раз вошла в моду арт-терапия – рисование с педагогом. Врач с многолетним стажем, Виолетта Кировна взялась за карандаш и кисть. Первой ее работой стала копия «Вишенок» художника-гиперреалиста Лучано Ветроне.

– Могу сказать как врач, что рисование в любом виде – отличная арт-терапия, – говорит Виолетта Пригожина. – Но я и на всю окружающую действительность смотрю как врач: где что болит, что надо вылечить. А как петербурженка в девятом колене, я чувствую боль и сожаление, глядя на разрушенные исторические здания и усадьбы.

В 2018 году Виолетта Кировна открыла художественную галерею «Краски жизни» и одноименный Фонд поддержки искусства. Арт-терапия стала новым смыслом жизни, и родилась идея, которая впоследствии воплотилась в серию выставок:

Поскольку я не только врач, но и преподаватель, и ученый, то мне в любом деле прежде всего нужна концепция. В какой-то момент я решила, что у меня набрался достаточный список зданий, требующих помощи, которые хотелось изобразить. Но решила проехать также по Ленинградской области, чтобы увидеть своими глазами, как обстоит дело там. 

На полотнах Виолеты Пригожиной можно увидеть и другие уголки страны: озеро Манжерок на Алтае, исчезающее из-за активного строительства на его берегах; церковь Вознесения Христова в Архангельской области; усадьбу архитектора Хренова в Тверской области.

В силу возраста и здоровья, я не могу писать на плэнере, – говорит Виолетта Кировна. – Но всегда приезжаю на место, чтобы своими глазами увидеть объект, что называется, пощупать камни, кирпичи, почувствовать атмосферу, сделать снимки. Но когда начинаю рисовать, не стараюсь скопировать фото, вношу что-то своё: настроение, музыку, цвет...

Самым дальним и в то же время близким всем нам объектом стал для художницы сирийский город Пальмира. Этот древний город знаком всем, кто держал в руках учебник истории для 5-го класса. В Пальмире Пригожина побывала в 2022 году уже после знаменитого концерта Валерия ГЕРГИЕВА и разрушения прекрасной Пальмиры, «Невесты пустыни» в результате многочисленных артобстрелов. 

Я там ходила и плакала, – рассказывает Виолетта Кировна. – Лучшие образцы древнеримской архитектуры лежат в руинах. Надеюсь, сотрудники Эрмитажа с помощью местных специалистов смогут восстановить эти шедевры. Но мы должны, пока не поздно, заботиться и о своих памятниках, которые разрушаются и исчезают.

Выставка называется «Сохранить нельзя разрушить». Её посыл ясен: каждый должен поставить запятую в правильном месте и принять посильное участие в сохранении объектов культурного наследия. Центральным экспонатом выставки в центре «Эрмитаж-Выборг» художница считает картину с изображением атланта, прикованного металлическими стяжками к стене дворца «Собственная дача» императрицы Елизаветы Петровны.  Дворец был разрушен во время Великой Отечественной войны и восстановлен во второй половине 50-х годов прошлого века. Сегодняшнее его состояние не вселяет надежду на возрождение великолепного здания. Атлант в оковах – символ нынешней ситуации с защитой исторического и культурного наследия.

Виолетта Кировна поблагодарила Александра ДРОЗДЕНКО, Михаила ПИОТРОВСКОГО и Александра КОСТЕНКО за поддержку её проекта и преподнесла в дар ВЦ «Эрмитаж-Выборг» картину, написанную по мотивам стихов Мандельштама.   

Осип Мандельштам мечтал о мировом древе, которое объединит всех. Но пришла революция, его мировое древо разрушилось, – говорит Виолетта Пригожина. – Несмотря на эту печальную историю, мне хотелось показать, что всё может повернуться к лучшему. Поэтому на картине изображены молодые ветки.

Александр Костенко поблагодарил художницу за ценный подарок и сообщил, что картина пополнит культурный фонд центра, в котором сегодня насчитывается 350 картин. Самое главное, подчеркнул Костенко, наши посетители увидят прекрасные работы Виолетты Пригожиной, к тому же имеющие сильный социальный посыл.

Социальная составляющая прослеживается не только в работах художницы, но и в деятельности фонда, созданного в свое время её сыном Евгением Пригожиным.  

Мои внуки развивают галерею и фонд, – рассказывает Виолетта Кировна, – мы поддерживаем молодых художников. Проводим коллективные тематические выставки-конкурсы, победители получают гранты и неделю бесплатной выставки в нашей галерее. За счет фонда помогаем семьям мобилизованных. Мамы с детьми могут у нас бесплатно прослушать лекции по искусству, принять участие в уроках рисования и лепки. Эта часть реабилитации семей мобилизованных, и обычно она всем нравится.

В галерее ведётся также исследовательская работа. После поездки в деревню Пермогорье в Архангельской области, выяснилось, что в церкви Вознесенья Христова служил отец ныне забытого художника Александра Вахрамеева. В 1895 году он, по благословению родителя, уехал в Петербург учиться живописи, брал уроки у Ильи Репина, получил звание художника за картину «Самосожжение раскольников», впоследствии стал профессором Академии художеств. Фонд поддержки искусства «Краски жизни» совместно с Центральным архивом литературы и искусства организовал три выставки работ Вахрамеева, в том числе на родине художника в Архангельске. Экспозиция возникла буквально из архивного небытия, подчеркнула Пригожина. В эти дни выставка «Александр Вахрамеев. Избранное» проходит в художественной галерее «Краски жизни».

Мы рады, что смогли возродить интерес к творчеству забытого художника, – говорит Пригожина.

Георгий РУСАНОВ, автор замечательных текстов к каталогу выставки, рассказал, что нашел множество интересных фактов о работах Пригожиной. Но главное, у Виолетты Кировны лёгкая рука, считает Русанов. Едва она написала усадьбу Белогорка, как её начали реставрировать.  То же происходит с церковью на Пятой горе и домом архитектора Шорохова. Остается только надеяться, что Виолетта Пригожина напишет дом Говинга. Может, тогда и его начнут восстанавливать?

 

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также