В Выборге в здании завода детских колясок открылся новый проект

В Выборге в здании завода детских колясок открылся новый проект
1501
Филипп Аветисов: Инсталляция из ящиков, в которых приехала выставка, снабжена дорожными историями из биографии Дали.

Безусловно, еще первый проект этой команды - «Что происходит на заводе детских колясок?» - дал выборжцам понять: в город пришла новая творческая энергия. Команда молодая, но опытная – это видно по тому, как искусно она продвигает свой проект по всем направлениям.

Первый фестиваль современного искусства в бывшем здании завода детских колясок имел большой успех и у горожан, и у туристов. И вот на набережной 40-летия ВЛКСМ, 5 открылся новый проект, не менее столичный по своей подаче - «Сальвадор Дали. Тайнопись».

Куратор выставки Филипп АВЕТИСОВ (до недавнего времени житель Петербурга, а теперь выборжец), пояснил, что выставка- результат сотрудничества с коллекционером Андреем БАЗАНОВЫМ:

- Андрей сам позвонил и сказал, что  его заинтересовал наш предыдущий проект. Я рассказал, что мы намерены развивать в Выборге большой культурный кластер, который будет заниматься современным искусством, и он предложил выставить свою коллекцию. Это так называемая выставка из коробки, она побывала уже в двадцати городах России. Концепция заранее полностью разработана, нашей задачей было транспортировать коллекцию сюда и правильно экспонировать...

В экспозиции представлены литографии и ксилографии - серия «Далинианские лошади», иллюстрации к «Кармен», «Приключениям Алисы в Стране Чудес», к повести Педро де Аларкона «Треуголка». Отдельное пространство отведено «Трилогии любви» (посвященной супруге и бессменной музе Дали), в основе сюжетов которой лежат карты таро.

- Продукт печатной графики считается оригинальным произведением. Посмотрите, на каждом из оттисков есть карандашный автограф Дали, и он везде разный. На некоторых литографиях стоит порядковый номер оттиска и количество экземпляров. Например, вот это 77-й из 125-ти – чем меньше было сделано копий, тем выше ценность каждого экземпляра. Еще мы привезли кресло, дизайн которого разработан Сальвадором Дали.  1960-е, 70-е, 80-е годы – это расцвет дизайна, особенно в интерьере. Тогда многие архитекторы, художники занимались разработкой предметов мебели. Кстати, архитектор Аарне Эрви, по проекту которого строилось это здание, знаменит большими коллекциями стульев, настольных ламп…

Вторая часть выставки никак не связана с первой – она имеет историческую направленность.

- Когда мы делали первый фестиваль, я говорил, что мы будем стараться каждым проектом подчеркивать тему Выборга. Так и на этот раз.

Фотохудожник и краевед Андрей МЫСЬКО собрал две коллекции фотографий, которые послужили основой для его книг. Одна посвящена истории «белого Выборга» - то есть функциональному стилю в его архитектуре. Нет ни одного города в России с таким же количеством памятников скандинавской школы функционализма. Библиотека Алвара Аалто, художественный музей и школа искусств Уно Ульберга, здание женской клиники и родильного дома, автовокзал, выборгский небоскреб… Может быть, не все выборжцы  понимают значение функционализма в пластике городского пространства, какая-то информация  будет для них новой. Вторая коллекция Андрея Мысько посвящена финскому романтизму, модерну в архитектуре Выборга. Фотографии сделаны в конце 1990-х - начале 2000-х годов и уже являются архивным материалом, потому что некоторые здания изменили внешний вид и состояние сохранности. Еще одна микроэкспозиция в нашем пространстве – это иллюстрации к лекции Виктора СТАНКОВСКОГО по истории трамвайного движения в Выборге, которая состоится 13 февраля.

У нас вообще достаточно обширная лекционная программа, и она  постоянно пополняется. Сейчас, в несезон, именно на просветительской составляющей мы сделали акцент.

Далинианское кресло в форме сердца – идеальная фотозона к 14 февраля

…Выборг, который мы знаем сегодня, строился как вторая столица независимой Финляндии, как мощнейший экономический, культурный, транспортный центр. Именно этим объясняются удивительная концентрация памятников архитектуры и амбициозные градостроительные решения.  Все, что было создано в советское время, имело местечковое или утилитарное значение. Сохраняя облик столицы, Выборг сжался (и ментально, и с точки зрения логистической доступности) до размеров отдаленной провинции. Получилось, что это какой-то чемодан без ручки, полный сокровищ. Никто не знает, что с ним делать. Но в истории важна последовательность и наследственность. Мне кажется, что культурная жизнь – это мощный драйвер для экономики и остальных сфер жизни. Наша задача как выборжцев, одна из миссий нашего проекта - постараться повысить статус этой территории за счет наполнения ее смыслами, и тогда разговор об инвестициях, в том числе иностранных, уже не будет звучать так фантастически…

С первого дня работы нашей площадки сюда потянулись представители активной части выборгской интеллигенции с желанием не только увидеть происходящее, но и принять в нем участие. Я взял на заметку те предложения, которые показались наиболее вероятными и интересными. К апрелю объявим Open Call (открытый конкурс) для художников, которые смогут сделать здесь экспозицию…

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Читать все статьи автора Юлия Подскребаева

Читайте также