В ВЦ «Эрмитаж-Выборг» подведены итоги фотоконкурса «Плетется кружева затейливая нить»

1111

Как известно, в далекие времена кружева плели юные девы от 12 до 16 лет, работая в сырых подвалах. Сегодня условия для плетения, конечно, изменились, но красота и популярность кружевных нарядов не выходит из моды уже несколько веков.

Как пояснил директор выставочного центра «Эрмитаж-Выборг» Александр КОСТЕНКО, фотоконкурсом «Плетется кружева затейливая нить» хотелось подчеркнуть изящность фламандского искусства, которому посвящена экспозиция из фондов ГМ «Эрмитаж».

На конкурс было прислано более 70 фоторабот и полсотни кружевных изделий. Кстати, снимки участников открывают замечательные виды нашего края, а кружевные шедевры подтверждают, что кружево в моде на все времена.

Грамотами и подарками от ВЦ «Эрмитаж-Выборг» были отмечены участники конкурса: Ирина ЕФРЕМОВА с работой «Морская нимфа», Анна ПОЛИКАРПОВА («Подвенечное платье»), Майя САМОЙЛОВА («Заснеженный Выборг»), Ксения СМИРНОВА – прислала снимки, сделанные ею в Выборге, Приморске и Стокгольме.

В номинации «Кружево на портрете» первое место занял фотоальбом Светланы ПУШКИНОЙ из Санкт-Петербурга под названием «Шепот Серебряного века». В номинации «Кружево в природе» лучшей стала работа «Ледяное волшебство» Натальи КОНДРАШОВОЙ. В номинации «Кружевницы за работой» победу одержал Виталий МИХАЙЛОВ.  

После вручения наград гости окунулись в затейливые кружева, которые им продемонстрировали воспитанницы Дворца детского творчества.

- Благодаря сотрудничеству с выставочным центром «Эрмитаж-Выборг» нам сегодня удалось воплотить в жизнь давнюю мечту – показать все то, что создавалась в разные годы руками наших детей. Более 20 лет обучает детей мастер кружевоплетения Алевтина КАШКАРОВА. Коллекция ее изделий действительно велика, разнообразна и привлекает своей необычностью. Кружева можно рассматривать как снежинки за стеклом, которые, казалось бы, выпадают каждый год, но каждая из них неповторима и уникальна. Кружево никогда не сходило с модного подиума, популярно оно и сегодня.Директор Дворца творчества Екатерина ФИЛИППОВА



Кстати, Алевтина Кашкарова регулярно бывает на мастер-классах, проводимых не только в России, но и за границей, участвует в различных творческих проектах. 

- Однажды я увидела кружевную вставку, которая меня поразила: видно было, что связана она не крючком и не спицами. Когда я узнала, что это плетение на коклюшках, захотелось научиться. В 1995 году я совершенно случайно наткнулась на объявление, где предлагали всем желающим научиться вязанию кружева на коклюшках. Конечно, тогда я не задумывалась, что этот вид творчества станет моей профессией. До плетения кружева на коклюшках я вышивала, плела украшения из бисера, вязала, шила – то есть рукоделием увлекалась. Делаю все это и сегодня.  

В России раньше плели кружева в 17-ти губерниях, сегодня, к сожалению, кружевные традиции потеряли районы своего обитания. В таких крупных центрах кружевоплетения, как Елец, Орловская область, в основном плели елецкое кружево. Его характерные черты – ажурность, воздушность, много сетки. Московское кружево отличается тем, что оно мельче, имеет сцепки. Мне больше всего нравится плести вологодское кружево, оно как затейливая речка меж берегов: повороты туда, повороты сюда. Плавно плетешь, зачаровываешься и понимаешь, что под твоими руками рождается неповторимый узор.

Любопытно, что техника совсем не изменилась: нужны коклюшки, подставка, валик и руки кружевницы. И я уверена, что пройдут еще столетия, а техника останется прежней. Коклюшки, например, изготавливаются сегодня по старым образцам, чаще всего мы их заказываем в Вологде. Цена одной коклюшки – 50 рублей, а для того, чтобы плести самые элементарные узоры, необходимо как минимум 10 пар коклюшек.Алевтина Кашкарова

Воспитанницы Алевтины Кашкаровой показывают свое мастерство на фестивалях в Вологде, Ельце, Орле, Мценске. Трижды были девочки и на международном фестивале. Любопытно, что кружевницы – сообщество добрых и отзывчивых людей, они всегда готовы принимать гостей. Совсем скоро в Выборг приедут с мастер-классом рукодельницы из Вологды, а каждые каникулы наши девочки под руководством Алевтины Кашкаровой ездят в центры кружевоплетения по всей стране.

- Чем отличается плетение на коклюшках от плетения крючком?

- Кружево на коклюшках более ажурное, воздушное и изящное. И потом, когда вы кружево связали крючком, изделие необходимо накрахмалить, растянуть, погладить, а мы кружево снимаем с валика уже в товарном виде.      

- А в наших краях в свое время были кружевницы?

- Конечно, были, но все они переселенцы из других областей, поэтому своего узора в Выборге нет. В фондах нашего краеведческого музея, кстати, есть несколько хороших кружевных изделий, но они имеют вологодское и архангельское плетение. А в Ленинградской области существовал кружевной центр – в Киришах.   

В кружевном дефиле гости оценили технику и красоту кружева. Чего здесь только не было: шапочки, воротнички, накидки, рубашки и блузки с кружевными вставками, пелерины, болеро. Изделия из кружева на коклюшках наших мастериц неоднократно становились победителями различных конкурсов, например, Эрика КНЯЗЕВА с изделиями в технике элецкого кружева совсем недавно защищала честь Ленинградской области на Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России», где стала победительницей.  

В завершение кружевного праздника воспитанницы Дворца творчества провели для всех желающих мастер-класс по плетению на коклюшках.

Маргарита ЗАХАРОВА

 

Читайте также