В театре «Святая крепость» необычная премьера – спектакль-комикс «Мушкетеры-2020»

На днях в государственном театре драмы и кукол «Святая крепость» состоялась премьера спектакля «Мушкетеры-2020». На афише значится: триллер по мотивам романа Александра Дюма, но режиссер считает, что точнее назвать стиль подачи спектакля комиксом (рассказом в картинках).

Оговоримся сразу, «ванильности», как в романтической комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д´Артаньян и три мушкетера», здесь нет, как нет эффектных поединков на шпагах, звона бокалов и задорных песен. Спектакль, представляет собой множество «картинок» - сцен, выполненных в стиле комиксов. Сквозной линией обозначен знакомый сюжет, но чтобы его увидеть, нужно не только хорошо помнить роман, но и подключить воображение… Зритель узнает известных с детства героев, становится свидетелем истории с подвесками, интриг, дуэлей, бала... Однако Кирилл СБИТНЕВ в своем спектакле убрал временные рамки, облачил актеров в условные костюмы: и в результате Д´Артаньян созывает друзей по мобильному телефону, супруги Бонасье увлекаются совместным просмотром сериалов по телевизору, мушкетеры ездят на байках… И в то же время на сцене присутствуют реальные исторические персонажи - кардинал Ришелье, король Людовик XIII, Анна Австрийская, герцог Бекингем, но в современном прочтении. И это интригует.

Один из главных героев спектакля - город как некая мрачная сила… Соответствующую атмосферу создают и темные декорации, выполненные художником Мариной СУРОВЕНКОВОЙ, и необычный свет, и далеко не лирическая музыка.

В числе первых зрителей был художественный руководитель театра «Святая крепость» Юрий ЛАБЕЦКИЙ:

- У каждого из нас этот знакомый (особенно по фильму Хилькевича) материал вызывает свои ассоциации, у большинства, конечно, он соотносится с романтикой и приключениями. Но Кирилл, согласившись на мое предложение поставить «Мушкетеров», сразу дал понять, что голубых мундиров и шляп с перьями в спектакле не будет. Меня это не испугало, хотя его взгляд кардинально отличается от моего. Сбитнев избрал интересный подход: работа не по тексту романа, а построение сюжета в стиле комиксов - большое количество картинок создает ощущение глобального представления. На мой взгляд, получился талантливый, красивый спектакль. Честно скажу, мне не хватает в нем присутствия настоящей мужской дружбы, но возможно, она еще проявится, ведь премьера - это младенец, который со временем встанет на ноги и обретет более четкие формы.

Как говорит Кирилл Сбитнев, за основу он взял роман Александра Дюма, с которым знаком со школьной скамьи. Но, перечитывая его во взрослом возрасте, обратил внимание на то, что роман вообще-то несколько отличается от сегодняшних наших представлений о добре и зле - к примеру, в средние века на казнь горожане ходили посмотреть, как на развлечение.

Юрий Лабецкий: такого спектакля у нас еще не было!

- Меня, взрослого человека, не может не удивить авторская трактовка взаимоотношений между людьми - как мужчина обращается с женщиной, как Ришелье допрашивает Бонасье, как мушкетеры приговорили к смерти Миледи. История у Дюма на самом деле мрачновата, поступки, которые совершаются, зачастую жестоки. Я настоял, чтобы актеры перечитали роман, и мы честно отнеслись к материалу - все, что происходит в спектакле, за исключением событий с придуманными мной героями, есть у Дюма.

Я не знаю, что ожидает увидеть зритель, идя на спектакль «Мушкетеры», потому что все мы разные. Скорее всего, каждый увидит что-то свое, и это естественно, ведь после выпуска спектакль уже не принадлежит ни режиссеру, ни артистам – он во власти зрителя.

- Кирилл, почему вы выбрали такой необычный для театра стиль - комикс?

- Когда Юрий Евгеньевич предложил поставить «Мушкеторов», я охотно согласился и решил сделать спектакль в близкой мне эстетике комиксов, как некоего культурного слоя. Это интересно с точки зрения исследования. Мушкетеры в моем детстве – это «Мстители» для современных детей: персонажи, которые попадают в опасные ситуации и выходят из них победителями. («Мстители» - американский художественный фильм о супергероях с элементами комедии режиссера Джосса Уидона, основанный на одноименных комиксах издательства, - прим. автора). Мне захотелось сделать такое суперкино «в стиле нуар». В подготовке текста мне помогала заведующая литературной частью театра Юлия БАСЫРОВА. Как такового сценария по роману нет: есть сцены с текстом автора, есть - с нашим оригинальным, мы что-то добавляли, чтобы познакомить зрителя с миром, с персонажами. Благодарен всем работникам театра за то, что они взвалили на себя такую задачу. Комикс для артистов - сложная задача, но это тот трюк, к которому мы стремимся.

Кирилл Сбитнев: мне близка эстетика комиксов

Этим своим спектаклем я хочу донести до зрителя мысль: для меня чудо, когда в неправильном мире люди умудряются любить, в жестоком мире стремятся быть счастливыми. Мысль сама по себе очевидная, но мне было важно в абсолютно безжизненном пространстве найти жизнь. Главное действующее лицо в спектакле – город, и чем ярче небольшие проявления любви, тем по контрасту он темнее…

Мрачную силу олицетворяет собой, как можно догадаться, и кардинал Ришелье (в его роли актер Максим ГЛАДКОВ):

- Ришелье был личностью неординарной – я много читал об этом историческом персонаже. Несмотря на то, что он много сделал для Франции, человек он был неоднозначный: обладал огромным интеллектом и одновременно был хитрым, властным и опасным. Сочетал в себе множество несоединимых черт, например, жестокость к людям и одновременно любовь к животным, лицемерие, власть и трезвый, острый ум. Для меня было очень интересно прикоснуться к этой личности.

Наш спектакль - только по мотивам романа Александра Дюма, но и у нас Ришелье наделен своими реальными чертами: желание интриговать, пытать, наказывать, стремление держать страну в своих руках… Ему подчиняется всё и все.

Максим Гладков: кардинал хочет все держать в своих руках

- А как вам работалось с Кириллом Сбитневым?

- Для меня работа с любым режиссером не является простой: нужно привыкать к материалу, который он приносит. Необходимо освоить этот материал, сделать своим. С Кириллом у нас четвертый совместный спектакль, я был готов, что привычного «пора-пора-порадуемся» не будет, и был соответственно настроен.

Есть в спектакле, как уже было сказано, и придуманные режиссером персонажи. Одна из них Шанель, дочь монархов, от которой родители отказались еще при рождении - девочка с особенностями в развитии росла совсем не во дворце. Сыграла ее Дарья ЕРДЯКОВА:

- Главный герой спектакля – город, на репетициях мы искали этот образ, и в итоге появилась Шанель как его символ…

Дарья Ердякова: Шанель – девушка не совсем обычная

И, конечно, никак нельзя обойти вниманием Д´Артаньяна. С ролью гасконца успешно справился введенный вместо другого актера за несколько дней до премьеры Сергей ЖУРАВЛЕВ:

- Мы с Д´Артаньяном в чем-то схожи: он прибывает в город, где никогда не был, вливается в незнакомое общество. Вот и я был введен в спектакль: хожу по городу, озираясь по сторонам. Очень волнуюсь и стараюсь, чтобы все получилось.

Наше прочтение истории про мушкетеров необычное, но спектакль живой, в нем есть что-то на злобу дня, что-то схожее с нашим временем.

И напоследок совет от Кирилла Сбитнева: приходить на спектакль «Мушкетеры-2020» нужно без отсылок к известному советскому фильму, а просто с нуля увидеть эту историю.

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также