В Приморске прошли очередные «Базаровские чтения»

987
Фото Владимира Смирнова: Константин Лихолат и Андрей Роденков презентуют свою новую книгу

Тема нынешней конференции - «Карельский перешеек: история и судьбы». Речь шла о ходе Первой Мировой войны на Карельском перешейке, выборгском рабочем движении начала прошлого века, неразрешенных вопросах топонимики Карельского перешейка… Приветствовала гостей внучка  основателя  краеведческого музея Ирина ЮР.

Один из наиболее интересных докладов представил постоянный участник чтений, широко известный краевед и историк Евгений БАЛАШОВ. Он в последнее время активно занимается историей послевоенных названий наших городов и поселков, в которой немало интересного и запутанного. Напомним читателям, что в большинстве случаев населенный пункт называли в честь воинов, павших здесь в боях. В нашем районе таких примеров множество: Барышево, Черкасово, Вещево, Высоцк, Кондратьево и пр. и пр. Примечательный факт: поселок, который сегодня входит в состав  Приморского поселения, в 1948 году был назван в честь солдата Малышева, который, как считалось, погиб  в этих местах в ходе военных действий. Но впоследствии выяснилось, что Малышев прошел всю войну и скончался уже в мирное время, уже в преклонном возрасте.  

По мнению директора Приморского краеведческого музея Ирины КОЛОТОВОЙ, также интересное сообщение было у Леонида АМИРХАНОВА, посвятившего свой рассказ событиям на Карельском перешейке в годы Первой Мировой войны. Докладчик отыскал любопытные архивные документы, касающиеся Зеленогорска, к примеру, указ о «сухом законе», о его нарушителях, о мерах, которые к ним применялись.

- Краевед Михаил АЛЛЕНОВ посвятил свое исследование лагерях советских военнопленных на Карельском перешейке. В районе Приморска лагерей не было, но места пребывания военнопленных имелись: днем пленные работали в семьях местных жителей, а ночь проводили в специальных огороженных колючей проволокой местах, - говорит Ирина Колотова. – Евгений Балашов нам прислал письмо, в котором, в частности, говорится: «Судя по финским документам лагерей военнопленных в Койвисто не было, так же как не было и им подчиненных более мелких структур. Однако в известных мне архивных материалах имеются сведения, что из лагерей пленных отправляли на работы на различные объекты, находившиеся в радиусе до 20 км от мест их постоянной дислокации. В частности, на лесопилки, каменоломни, строительные и производственные объекты. Территория этих объектов была обнесена колючей проволокой, оборудована вышками и вполне могла по внешнему своему виду напоминать концлагерь».

Фото Владимира Смирнова: Ирина Колотова и Константин Лихолат 

Не в первый раз выступила на конференции и преподаватель СПбГУ Светлана НЕСТЕРОВА, которая детство провела в Приморске. Она вспомнила дом, в котором жила их семья, любимую трехцветную кошку и то, как отец занимался огородничеством. Спустя много лет, Светлана Нестерова вновь приехала в Приморск, сотрудники музея и старожилы помогли ей отыскать домик, где прошло ее детство. Теперь Светлана ежегодно принимает участие в «Базаровских чтениях», на этот раз ее рассказ был посвящен судьбе Раймонды Дьен,  девушке, имя которой когда-то было известно каждому советскому школьнику и которая стала прообразом скульптурной композиции в Зеленогорске,  рядом с Приморским шоссе. Скульптор вдохновился подвигом юной француженки, которая, протестуя против войны во Вьетнаме, легла на рельсы. Дело было так: на железнодорожную станцию французского города Тур 23 февраля 1950 года прибыл эшелон с танками, направлявшимися во Французский Индокитай. На вокзале собралась толпа - таким образом  местные коммунисты выражали свою солидарность с коммунистами Вьетнама, против которого правительство Франции с 1946 года вело войну. После гудка локомотива эшелон с военным грузом тронулся в сторону моря. В этот момент, прорвавшись сквозь строй охранявших железнодорожные пути, Раймонда Дьен бросилась к рельсам и легла наперерез приближавшемуся составу.   

Светлана Нестерова разыскала во Франции семью Дьен и отправила по указанному адресу письмо. Оказалось, легендарная Раймаонда и поныне здравствует, правда ответа от семьи  пока не поступало.

Продолжила женскую тему заведующая сектором научно-исследовательской работы Дома-музея Ленина в Выборге Наталия ДМИТРИЕВА. Ее доклад был посвящен выборгскому рабочему движению начала прошлого века. Основываясь на архивных документах, Наталия Дмитриева делает вывод, что женщины предместья Таликкала (нынешний микрорайон «Южный») были достаточно активны и охотно вливались в рабочее движение города.

Методист Российского творческого союза работников культуры Нина ЯСНОВА поделилась найденной ею информацией о даче Сенатской типографии под Сестрорецком. Оказывается, руководство типографии  тепло заботилось о своих сотрудниках, отправляя их на лето оздоровиться на свежем воздухе.  

В рамках конференции директор Музея архитектурной художественной керамики Константин ЛИХОЛАТ и научный консультант этого музея  Андрей РОДЕНКОВ представили собравшимся свою работу «Изразцовые печи в Комарово». Андрей Роденков хорошо знаком выборжцам, именно он в свое время обследовал все сохранившиеся до наших дней старинные печи и камины Выборга, результаты поиска отражены в его замечательной книге.

И напоследок : советуем всем, кто еще не бывал в новом Музее архитектурно-художественной керамики, отбывать там: вы увидите помимо всего прочего очень интересные образцы воссозданных некоторых печей.

Маргарита ЗАХАРОВА 

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также